18+
6 декабря 2016, вторник
Важно
Приложения

Илья Бутусов: Владивосток - интересный коктейль свободы и безумства


Председатель Приморского отделения Союза художников России о новой выставке приморских художников, смене поколений, традициях, красивом Владивостоке и современной художественной школе Приморья

30 ноября 2015, 18:53, Дейта.

Творческая жизнь Владивостока неразрывно связана с художественным искусством. Открываются выставки молодых дарований и давно известных по всей России художников.  Уже 3 декабря в Театре оперы и балета откроется два выставочных проекта членов Союза художников России Натальи Попович и Игоря Обухова. 

О том, что ждет посетителей выставки, как Владивосток влияет на творчество приморских художников, какие различия существуют между студентами творческих профессий, ИА «Дейта» рассказал председатель Приморского отделения Союза художников России Илья Бутусов.

Место встречи  для интервью с Ильёй выбрано не случайно.  Дальневосточная Академия Искусств – это то самое место, где уже около 10 лет преподаёт художник. Место, где льются звуки музыки, слышны диалоги известных пьес, а главное -  именно в этом месте художник, актёр и музыкант получают возможность совершенствоваться.

Илья Иванович, что смогут увидеть жители и гости приморской столице на выставке в декабре?

Экспозиция одновременно представляет интересных современных художников Приморского края, связанных одной линией жизни, но таких разных и непохожих в творчестве.

«Кисельные берега» – эту выставку Наталья Попович посвятила своей дочери. Более двадцати произведений, портреты и натюрморты, представляют нам романтическую направленность дня сегодняшнего, которую мы перестали чувствовать в суетливой повседневности. Не случайно и название выставки. Кисельные берега – фраза, знакомая нам с детства, отсылающая к чему-то сказочному, доброму и как будто навсегда ушедшему вместе с детством. Но с появлением детей мы способны многое вспомнить, заново ощущать и эмоционально переживать этот красочный мир, как считает художник. 

«На Восток» – выставка Игоря Обухова, которая стала итогом нескольких поездок художника в страны Дальнего Востока (Япония, Китай, Индонезия). Самобытная культура этих стран, богатое художественное наследие, дали автору своеобразный импульс к созданию целых серий: «Сингапур» в рамках проекта «Восточный транзит», «36 видов Фудзи-сан», «Кругом». Постоянные пейзажные темы, мотивы, образы природы, архитектуры и самого пространства ненавязчиво, но необратимо пресотворены игрой воображения. 

Будет ли организована встреча с самими авторами выставки?

Да, конечно! На выставке можно будет не только пообщаться с художниками. Более того, в рамках открытия в 15.00 состоится мастер-класс по живописи Натальи Попович и Игоря Обухова «Новогодние мечты» для воспитанников детских домов.

Илья Иванович, в  чём проблема современных студентов, и в чем их преимущество? Можно ли говорить об отличиях студентов вашего поколения от нашего? В чем эти отличия?

Разница между тем временем, когда мы поступали и, тем, которое сейчас , отличается.  Это уже  два разных государства. В любом государстве нужно понимать основную идеологию, которая существует. В каждой стране, в любое время, совершенно другое отношение к деньгам, материальным ценностям. В то время технологии были не столь развиты, поэтому художник, как это ни странно, был востребованным.

Когда я поступал в Дальневосточную академию искусств, то в ней был конкурс   - три человека на место. И это был только предварительный отбор.

В то время, когда поступал я, художники жили искусством. Мы не выходили из мастерских, мы жили рисунком, у нас была определённая цель. Перед нами  маячили горизонты , а еще родители: «Художником быть хорошо, правда, они много пьют, но зато зарабатывают прилично». Сейчас всё не так, мне сейчас даже больше нравится, потому что это немножко честней по отношению к искусству.

Сегодня академия стала тем местом, где мы совершенствуемся – художник учится бесконечно. И это только первый этап  его обучения. Очень хорошо, что изменились приоритеты. У  студента появилось очень много свободы, и, наверно, это его преимущество. Другое дело, что студент, и вообще человек,  достаточно слаб духовно. Он только вступает на путь развития  и вокруг него множество соблазнов, например,  деньги. У молодых людей  много мусора в голове, им сложно сосредоточиться на том, ради чего они пришли учиться.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы у молодых выпускников академии, которые не планируют покидать Приморский край? В настоящее время не получается ли так, что слишком много художников для одного Приморья?

Художников вообще в мире не много. Главное понимать кто такой художник. Вот у нас 135 членов союза художников.  Но действующих, работающих художников, которые могут быть востребованными, и с которыми можно работать, только десятка два. Даже  если представить, что в Приморье будут 200 художников, и все  самобытные,  классные, это всё равно «ничего» для азиатского мира.

Получается, что для Владивостока это не то что много, а даже мало. Владивосток планируется как пост России в азиатском мире. Когда ты соотносишь размеры,  Азия может поглотить и 200, и 10 000  художников Приморья.

В рамках факультетов академии можно ли говорить о каком-то творческом взаимодействии? В чем оно? Есть ли негласное соперничество между факультетами?

В мое время наша студенческая жизнь была достаточно закрыта. Мы не общались с театралами,  мы считали их глупыми, потому что  они моложе. Они были такими энергичными, бегали, кричали.

А вот с музыкантами у нас были особые отношения. На девушках с музыкального факультета  мы женились, так как они умные и красивые. А соперничества не было, ведь у нас  совершенно разные виды искусств.

Как правило, театралам ближе постановки, а в живописи они не видят ничего интересного.  Как раз соревнование происходит между группами на факультете. Все отлично понимают, что из всех учащихся становятся художниками  человек пять. В этих соревнованиях решалась наша судьба, потому что потом возможности не было. Так случилось и с моим выпуском, восьмым – из всех художников в профессии остались 6 человек.

Существуют ли какие-то определенные обычаи, традиции на художественном факультете? Например, говорят, что раньше, на Пасху, статуе Аполлона красили причинное место. Это практикуется? 

Уже нет, перестали. Сейчас традиции стали даже более интересными. Например, на Новый год устраивают карнавал. Еще они  придумали себе праздник  «Хэллоуин», они делают это интересно, это как раз то, чего у нас не было. Во времена, когда мы учились, достаточно много пили и просто хулиганили, вот и вся традиция. Мне кажется, что сейчас у них более здоровая жизнь.

Какое художественное направление особенно интересует современную публику?

Дело не в том какую ты кисточку взял, дело в том, что ты хочешь сделать. Мы выставляем все формы современного искусства. Обычно люди приходят на раскрученные выставки, которые известны. Либо в раскрученные места,  такие как «Арка». 

Как вы думаете, что Владивосток может дать современным художникам?

Владивосток – уникальное,  дико красивое место. Когда ты живёшь в таком красивом месте, оно, так или иначе, на твоих работах отражается. Чувствуется какой-то дикий дух свободы, в отличие от Хабаровска. Хабаровск  весь ровный, умеренный, а Владивосток немножко сумасшедший. В нем есть отголоски бандитизма, пиратства, интересный коктейль свободы и безумия. А вот что такое художник? Художник – индикатор общества, в котором он находится. Он отражает то, вокруг чего существует. Владивосток способен дать  дикий диапазон, развить в художнике разные идеи, ведь он действительно многогранен.

Следуете ли вы современным тенденциям?  И нужно ли художнику интересоваться этими тенденциями?

Самое смешное для художника - это когда ему говорят, чему нужно следовать. Начинается  такое ироническое потирание рук, и  мы спрашиваем, - «А расскажите чему и куда ещё нам нужно следовать»(Смеётся).

Какими качествами должен обладать художник? Обладают ли ими ваши студенты?

Существует система опознавания - «свой» и «чужой» художник. А из чего она складывается, я не могу сказать. Это, наверно, на подсознательном уровне происходит.  Я могу описать характер своего лучшего друга, художника Сергея Михайловича Черкасова. Я знаю, что он встаёт в 5 часов утра, т.е это  человек, который «пашет-пашет» бесконечно.  И  живёт он всё время интересно, может приехать куда-нибудь , уткнуться в картину, изучать её, ковыряться и спрашивать «Почему так? Что там такое?». Кроме этого, он очень практичный человек, понимает, где деньги, где потребительская сторона.  Он всё это очень хорошо чувствует.

Черты характера очень разные, я не могу соотнести их  в единый образ. Но в каждом студенте эти качества выявляются. Есть, например, художник  Владимир Аксёнов.  В какие-то времена можно было получить мастерскую, зарабатывать деньги, при условии, если  будешь лоялен к власти и писать некоторые заказные работы. У него это как-то всё не получалось, он создавал свой интересный мир. Владимир Аксенов тихий, спокойный человек, он живет  без целеустремлённости. Это совершенно другой тип. Есть такие художники, которые изначально  имели огромные возможности, связи, перспективы, они могли иметь свои галереи,  т.е была возможность зарабатывать много денег.  А потом они сильно во что-то поверили, заперлись в мастерской на семь квадратных метров, и так прожили до 50 лет счастливо. Купались в проруби, бегали по утрам,  они действительно владеют своим телом и духом. Это целая мозаика личностей, очень интересных и я не могу объяснить, как же мы друг друга опознаём.

фото: предоставлено Ильей Бутусовым

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:64.1563.92
EUR:68.4767.77
CNY:93.2292.84
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика