18+
3 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения

Ишаев: "Россияне не видят дальневосточной рыбы на столах"


Полпред в своей статье отобразил основные проблемы рыбохозяйственного комплекса региона

5 июля 2010, 12:53, Дейта. Из 9 субъектов Федерации округа в 6 субъектах рыбное хозяйство занимает одно из ведущих мест. В общем объеме промышленного производства рыболовство и переработка рыбы в прибрежных дальневосточных регионах составляют порядка 15-17 %, при этом для Камчатского края этот показатель значительно выше (50 – 60%).  В рыбной отрасли работают более 150 тысяч человек (около 40%  общего числа работающих в рыбном хозяйстве России.) На Дальний Восток приходится 65%  всего российского улова.


К сожалению, сфера добычи и реализации рыбопродукции, а также ее экспорт стали плодородным местом развития коррупционных возможностей и браконьерства. Сравнительный анализ данных экспорта водно-биологических ресурсов Федеральной таможенной службы России и  таможенной статистики Министерства финансов Японии показал, что цифры не просто не совпадают, а катастрофически расходятся. Российская таможня  утверждает, что в первом квартале 2010 года вывезено 7 364,6 тонн морепродукции, а, по данным японских коллег, ввезено в страну из России 26 983,1 тонн. Погрешность в 3,7 раза – недопустима.


Очевидно, что крайне необходимо реализовать комплекс мер по развитию береговой инфраструктуры по приемке, хранению и переработке рыбной продукции, чтобы рыбодобывающим предприятиям было экономически выгодно и целесообразно доставлять весь улов на российский берег.
На Дальнем Востоке растет вылов рыбы, но на своих прилавках и столах россияне рыбу не видят.  В Москве продается норвежская рыба, а не наша – дальневосточная. В этой связи мы выступаем за необходимость снижения транспортных расходов по доставке водных биологических ресурсов и продуктов их переработки по территории Российской Федерации. Очень важно  ввести государственное регулирование железнодорожных тарифов с целью расширения возможностей транспортировки готовой рыбной продукции до мест ее потребления. Я уже обратился к Председателю Правительства России с просьбой рассмотреть возможность компенсировать 50% железнодорожного тарифа на перевозку ряда грузов из центральных районов России на Дальний Восток и обратно. В этот перечень, конечно же, мы включили рыбную продукцию.
Сырьевая база водно-биологических ресурсов Дальневосточного бассейна составляет 26 млн. тонн и может обеспечивать вылов рыбы и морепродуктов в объеме 3 млн. тонн в год. Фактически среднегодовой улов за 2000–2009 гг. составил 2,1 млн. тонн.
В 2009 году в рыбной отрасли, несмотря на влияние экономического кризиса, отмечались положительные тенденции. Вылов водно-биологических ресурсов рыбаками Дальнего Востока составил 2472,2 тыс. тонн  или 113,9% к уровню 2008 года. Лидирующие позиции по вылову биоресурсов занимают Камчатский (34%) и Приморский (27%) края, Сахалинская область (26,5%).
Выпуск пищевой рыбопродукции предприятиями округа составил 2239,8 тысяч тонн, что на 9,6% выше уровня 2008 года. При этом выпуск рыбных консервов уменьшился на 22,4%.


Для развития рыбной отрасли Дальнего Востока нам необходимо увеличивать выпуск готовой собственной продукции. Сегодня, к сожалению,  80% продукции – это рыба первичной переработки. В общем объеме экспорта свежая и мороженая рыба составляет 87,9%. Получается, что страны, которые не ловят рыбу, зарабатывают на морепродуктах в десятки раз больше.  Порой мы сталкиваемся вообще с парадоксальной ситуацией, когда мы продаем соседям замороженную рыбу, а затем у них в два-три раза дороже покупаем филе, а в 5-6 раз дороже сушенную, копченую, консервированную рыбную продукцию. Подавляющее количество береговых рыбообрабатывающих цехов и заводов выпускают продукцию с низкой степенью обработки, не конкурентоспособную, не отвечающую требованиям мировых стандартов.
Важно эффективно использовать имеющуюся ресурсную базу – рационально пользоваться биоресурсами. Продавать на внешний рынок не замороженную рыбу, а развивать глубокую рыбопереработку.
 Мы не можем вечно быть интегрированными в мировую экономику в качестве сырьевого придатка. Ресурсы истощаются. Надо задуматься над тем, что мы оставим нашим потомкам.
Из-за отсутствия правовой базы, регламентирующей деятельность рыбоводных предприятий, состояние искусственного воспроизводства в субъектах округа находится на низком уровне. Имеющиеся мощности рыбоводных заводов, их недостаточная загрузка не обеспечивают необходимую сохранность и расширение ресурсной базы рыболовства.


Специфика рыбной отрасли, проявляющаяся в высокой энерго- и фондоемкости, длительном периоде окупаемости капитальных вложений предопределяет потребность рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в привлечении долгосрочных кредитов. Вместе с тем, российские кредитные организации слабо ориентированы на удовлетворение потребностей предприятий рыбохозяйственной отрасли.
Особое беспокойство вызывает высокий уровень физического износа и моральное старение флота и обрабатывающих производств.
Около 70% рыбопромысловых судов эксплуатируются  сверх нормативного срока. Сдерживается освоение новых районов и объектов лова в открытом океане. Сегодня судам по 20-25 лет. К сожалению, судостроительные заводы на Дальнем Востоке не загружены, а рыбаки приобретают суда заграницей. Крайне важно развивать лизинг. Лишь незначительная часть предприятий может приобрести суда без лизинга.
 Как известно, в начале июня состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации, посвященное вопросам развития судостроения в стране. Озвученные на заседании факты шокируют – российское гражданское судостроение сегодня составляет 0,4% от мирового судостроения. До 15 июля будет согласован и внесен в Государственную Думу законопроект   о мерах по поддержке судостроения  и  судоходства  в  РФ. Он   будет предусматривать меры, которые  в  свое время использовались при создании судостроения в Корее, Японии и Китае.  Это  -  организация  судостроительных  кластеров,  освобождение их продукции  от  большей  части  налогов,  а  ввозимых  комплектующих - от налогов и импортных пошлин. Центр выстраивания партнерских  отношений  с зарубежными судостроителями будет находиться в Приморье.  Специальное отделение морской техники появится в создающемся  Дальневосточном  федеральном университете, где будут готовить специалистов для судостроения на Дальнем Востоке. 
Основная масса  гидротехнических  сооружений терминалов (причалы,
молы и т.п.)  построены  в  50-60-х  годах   прошлого   века   имеет  значительную изношенность или находится в аварийном состоянии,  что не позволяет увеличить  пропускную  способность  и  грузооборот терминалов,  обеспечить  безопасную эксплуатацию причалов,  применение современного погрузо-разгрузочного оборудования.


Государство планирует, что в перспективе наиболее интенсивными  темпами  будет   развиваться именно обрабатывающее производство Дальневосточного бассейна. За период реализации Стратегии развития  рыбохозяйственного   комплекса Российской   Федерации  на  период  до  2020  года  в Дальневосточном  бассейне  будет введено  около  50%  общего  ввода  мощностей,  из  которых  более 60% составят мощности консервного производства и 20% холодильных установок.
В перспективе  внутренний  рынок Российской Федерации в условиях экономической  стабилизации,   роста   доходов   населения   потребует значительного  расширения  ассортимента  рыбной продукции,  особенно в сторону   продукции,   готовой   к   употреблению.    В    перспективе предусматривается увеличение удельного веса рыбных товаров улучшенного ассортимента  в  общих  объемах  товарной  пищевой  рыбной  продукции, включая консервы с 66,9% в 2008 году до 85,7% в 2020 году.       Предусматривается увеличение   выпуска   рыбных   консервов   на береговых   предприятиях,   основной   рост   которых   планируется  в Дальневосточном бассейне,  где возможен рост их объемов из  таких видов сырья   как   сайра,   кальмары,   водоросли.  


В первую очередь в стране будут  осуществляться мероприятия  по  развитию  морских  терминалов,  предназначенных   для комплексного     обслуживания     судов     рыбопромыслового флота Владивостокского, Петропавловск-Камчатского, Хасанского, Невельского, Холмского морских портов.
Кстати, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрены средства на предоставление субсидий на возмещение части затрат рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов сроком на 5 лет, в сумме 150,6 миллионов рублей. В бюджете предусмотрено 239,1 млн. рублей на уплату процентов по кредитам, полученных на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры. Государство выделило также 187,4 млн. рублей на поддержку желающих создать в регионах специализированные рынки по реализации рыбной продукции, и 31,3 млн. рублей на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования.
Уверен, что совместными усилиями органов власти всех уровней, ассоциаций рыбаков и  рыбопромысловых организаций мы сможем решить основные проблемы отрасли, увеличить вылов рыбы, сделать бизнес рентабельным, приносящим доход государству и улучшить жизнь рыбаков и их семей.

Виктор Ишаев

материал предоставлен пресс-службой Аппарата полпреда
 

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «ДЕЙТА FISH»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика