18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения
ДЕЙТА FISHСтатьиДальний Восток8 сентября 2010, 10:20печать

Будущее российского рыболовства: четыре сценария для 2018 года


Выступление Президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева на V Международном Конгрессе рыбаков

8 сентября 2010, 10:20, Дейта. Уважаемые участники конгресса!

Доклад, который поручила сделать Ассоциация добытчиков минтая, называется «Будущее российского рыболовства: четыре сценария для 2018 года»

Тридцать лет назад будущее представлялось рыбакам и судостроителям в самом радужном свете. Всего за шесть лет – с 1983 по 1989 годы - мировой вылов вырос на четверть. Однако с 1990 года мировой вылов застыл у отметки 90 млн. тонн, а тысячи спущенных на воду кораблей оказались без работы. Не буду анализировать причины, вдумайтесь в другое – насколько оторванными от реальности оказались представления участников рынка о будущем.

Мы попытались взглянуть в будущее российского рыболовства. Желаемый вариант намечен Правительством: увеличение к 2018 году объёма вылова до 6,6 млн. тонн (на 77%) и удвоение объёма рыбопродукции, поставляемой на внутренний рынок (с 2,5 млн. тонн до 5 млн. тонн).

Мы изучили 36 факторов, которые влияют на работу отрасли. Ключевые из них четыре.

Первый фактор– состояние запасов водных биоресурсов. Рыбохозяйственная деятельность осуществляется в условиях высокой неопределенности ресурсной базы, подвержена глубоким и слабо прогнозируемым циклическим колебаниям и превосходит по уровню и масштабу отраслевых рисков другие сырьевые производства. Например, в 2000 году вылов минтая составил 1,5 млн. тонн, а год спустя рухнул на 40%. Итак, первый фактор – исключительно природный.  

Второй фактор – динамика внешнего и внутреннего рынка потребления рыбопродукции. После взрывного роста 2005 года за счёт бурного импортного предложения внутренний  рынок рыбопродукции развивался медленно, в 2009 году опять пошёл в гору. Второй фактор обусловлен уровнем доходов населения, но во многом зависим от сектора дистрибуции и ритейла.   

Третий фактор – правила доступа к водным биоресурсам. Перечень видов квот и порядок их распределения, система выведения ресурсов из ОДУемых в неОДУемые объекты, доступ иностранных лиц к добыче водных биоресурсов – вот эти правила. Судьба некоторых из них сейчас оказалась под вопросом. Третий фактор определяется только государственным регулированием.

Четвёртый фактор – масштаб, скорость и источники инвестиций, а также налоговый режим в отрасли. Этот фактор наполовину зависит от государства, наполовину от бизнеса. Так что рамки собственного влияния бизнеса на состояние дел в отрасли достаточно скромны.

Взаимное сочетание ключевых факторов и варианты их воздействия на остальные тенденции и стали основой для четырёх сценариев 2018 года.  Кратко опишу каждый из них.

Первый сценарий мы назвали «Хроника застоя». Совокупный запас водных биоресурсов неустойчив. Внутренний рынок рыбопродукции буксует. Низкий уровень рентабельности и невысокая производительность труда в секторе переработки приводят к тому, что многие предприятия глубокой переработки (особенно отдалённые от основных районов промысла) неспособны приобретать сырьё на выгодных для добытчиков условиях. Экономически целесообразная стратегия для рыбодобывающего сектора приобретает ярко выраженный экспорториентированный характер. Сбытовая активность хаотична, поэтому экспортная цена резко падает при увеличении объёма вылова. Российским предприятиям не удаётся пройти экологическую сертификацию промыслов по международным стандартам. Это ограничивает денежную выручку. Сохраняются высокие административные барьеры доступа на внутренний рынок, снижая финансовые стимулы добычи малорентабельных ВБР.   

Сектор добычи и первичной переработки инвестирует в обновление основных фондов преимущественно в форме штучной модернизации действующего флота. Однако кадровый голод приводит к растущим трудностям в организации промысла.

Сохраняются избыточные контрольные процедуры на промысле, а недостаток финансирования научных исследований снижает полноту и достоверность научных прогнозов ОДУ.      

В результате объём вылова к 2018 году застывает на отметке 4,5 млн. тонн. Инерция внутриотраслевых диспропорций и скудные инвестиции постепенно приводят к замедлению развития отрасли. Доля традиционных пользователей в общем вылове составляет 100%, уровень концентрации в отрасли не превышает 50%.      

Второй сценарий мы назвали «Смутное время». Совокупный запас водных биоресурсов приближается к максимальным показателям. Рынок медленно растёт.

Государство, поддавшись мощному давлению судостроительного лобби, резко меняет правила доступа к водным биоресурсам и вводит «квоты под киль». Введение новых видов квот не сопровождается масштабным государственным финансированием и действительной модернизацией рыболовного судостроения. Судостроительные предприятия в первую очередь интересуют заказы мегатоннажных судов для нефтяной и газовой отрасли. Массовый характер приобретает перепродажа новой квоты, потому что квота для исторических пользователей сокращается, и они вынуждены покупать  ресурсы для работы флота у компаний – рантье, получивших окологосударственный статус.

Слом базовых норм рыболовного законодательства сочетается с практикой реквизиции рыболовных судов при помощи формально законных, но по сути антиправовых судебных решений. Некоторые владельцы новой квоты, не имеющие производственных активов, разворачивают охоту за промысловым флотом. Одно за другим выносятся судебные решения о конфискации судов на основании якобы допущенных нарушений Правил рыболовства.

На внешнем рынке неуклюжие попытки новых игроков обеспечить себе максимальную доходность приводят к обратному результату. Снижается выручка, сокращаются инвестиции.

Объём вылова к 2018 году снижается до 4 млн. тонн. Отрасль представляет  рыхлый конгломерат из традиционных пользователей и новых игроков, к которым относятся «компании – рантье». Доля традиционных пользователей в вылове составляет 70%, уровень концентрации в отрасли – 60%.    

Третий сценарий мы назвали «Большой скачок». Совокупный запас водных биоресурсов превысил исторический максимум, а рост доходов населения обеспечивает уверенную динамику внутреннего рынка рыбопродукции. Поступления от приватизации государственных компаний и высокая цена на нефть и газ пробуждает интерес к  мегапроектам в рыболовстве. Совокупные бюджетные инвестиции в отрасль ежегодно составляют 50 млрд. рублей. Наиболее обоснованной точкой приложения государственных инвестиций представляется возвращение в Мировой океан. Это позволяет загрузить работой связанные в единое целое судостроительные активы России и Украины и предложить привлекательные условия бизнеса иностранным инвесторам. Создаётся государственно-частная корпорация для промысла в Мировом океане и перехвата лидерства на мировом рынке рыбной муки.

Налоговый режим «Единый сельскохозяйственный налог» нацеливает все льготы на береговую переработку. Государство постепенно разрешает предприятия со стопроцентными иностранными инвестициями и допускает использование иностранной рабочей силы на судах.      

В результате объём вылова к 2018 году вырастает до 6 млн. тонн. Отрасль приобретает выраженный государственный характер, но с сильным участием иностранного капитала, доля традиционных пользователей в вылове снижается до 50%, уровень концентрации в отрасли 90%.   

Четвёртый сценарий мы назвали «Bluechips». Совокупный запас водных биоресурсов вышел на плато, рынок рыбопродукции внутри страны и за рубежом устойчиво растёт. В отрасли происходит консолидация, которая ускоряется юридическим закреплением рыночного оборота долей. Появляются объединения, которые проходят экологическую сертификацию промыслов по международным стандартам и начинают управлять экспортными рынками. Консолидация отрасли сопровождается выходом рыболовных компаний на IPO(отсюда и название сценария). Это создаёт условия для прихода иностранного капитала. Государство твёрдо и категорично гарантирует незыблемость базовых принципов рыболовного законодательства и последовательно сокращает объём административных барьеров на промысле и при сбыте на внутреннем рынке. Судебные органы чётко отделяют добросовестных пользователей, допустивших ненамеренное и незначительное нарушение, от откровенных браконьеров. Россия заключает соглашения об ННН-промысле с Японией и США. Финансовая привлекательность в отрасли и стабильность правил бизнеса позволяют выйти на ежегодный объём негосударственных инвестиций в 30 млрд. рублей и строительство флота происходит как на отечественных верфях, так и за рубежом.

В результате объём вылова к 2018 году составляет 5 млн. тонн. На смену рыхлой отрасли приходит современная индустрия, обладающая доступом к долгосрочным и недорогим деньгам, и последовательно модернизирующая основные фонды. Доля традиционных пользователей в вылове составляет 100%, уровень концентрации в отрасли 70%.

Таким мы увидели варианты будущего для российского рыболовства. Насколько реалистичны описанные сценарии – решать каждому. Для нас абсолютно очевидно следующее. Основы стабильного развития отрасли пока очень хрупкие, а возможные сценарии будущего могут оказаться весьма мрачными. Поэтому мы считаем принципиальным:

незыблемость базовых принципов рыболовного законодательства и неизменность перечня видов квот добычи водных биоресурсов;

установление правовых основ рыночного оборота долей;

утверждение Национального плана борьбы с ННН-промыслом, отграничивающего намеренное браконьерство от незначительных и ненамеренных нарушений Правил рыболовства;   

признание Верховным судом Российской Федерации неправосудной практики конфискации рыбопромысловых судов в отношении добросовестных пользователей как меры ответственности за незначительные нарушения;

разработку Концепции строительства рыболовного флота, учитывающей специфику его производственной деятельности и финансовой окупаемости.

На этих принципах развитие рыболовного бизнеса будет происходить экономически вменяемым образом, а результаты достигнутого окажутся прочными и  не разрушатся при изменении государственной политики или резких перепадах рынка.

www.pollock.ru

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «ДЕЙТА FISH»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика