Важно
Приложения
ДЕЙТА FISHСтатьиВ России9 апреля 2013, 22:30печать

Доплыли до биржи


Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий порядок проведения организованных торгов для продажи рыбы

9 апреля 2013, 22:30, Дейта.  

Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий порядок проведения организованных торгов для продажи рыбы, сообщает ИА "Дейта" со ссылкой на Российскую газету. В документе говорится о том, что эта форма торговли не носит обязательный характер, однако власти высказывают идею обязательной продажи части уловов через электронные торговые площадки с 2014 года. Судя по всему, обсуждение этого вопроса еще продолжится - тем более, что мнения самих рыбаков по поводу рыбных бирж расходятся.

Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний подчеркнул, что главное достоинство рыбных бирж - это прозрачная цена на рыбопродукцию. Механизм даст даже небольшому магазину возможность выйти на биржу и приобрести рыбу там напрямую. К этому мнению присоединяется и председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко. Он считает, что идею организованных торгов водными биоресурсами на электронных площадках можно назвать здравой, но приводит другой аргумент - биржа избавит рыбаков от необходимости решать проблемы с покупателями и позволит им сосредоточить все усилия на промысле.

- Во-первых, за основу рыбной биржи можно взять опыт объединения "Севрыбсбыт", существовавшего при Советском Союзе, - считает эксперт. - Оно заключало договоры на поставку рыбы с союзными республиками, регулировало ее потоки внутри страны. В итоге задача добытчиков сводилась к тому, чтобы выловить рыбу, сдать ее в порту и снова уйти в море. Каждый занимался своим делом - торговец торговал, рыбак ловил. Но, конечно, условия участия в организованных торгах не должны быть кабальными.

Безусловно, вести организованные торги будет частное предприятие, но контрольный пакет его акций должен находиться у государства, добавил Анатолий Евенко.

Однако другие эксперты подчеркивают, что в порядке торговли рыбой по принципу биржи еще очень много неясностей. Как известно, вместе с треской и пикшей доставляется до 10 других видов рыбы в качестве приловов, отмечает генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин. Их ассортимент может доходить до 10 наименований. Возникает вопрос: как в этих условиях может быть сформирован лот? Здесь возможны различные варианты - либо по всей продукции, находящейся на борту судна, либо, по желанию продавца, только на экспортноориентируемые объекты. Кроме того, предстоит определиться, как судовладелец будет реализовывать свой товар для поставки на внутренний российский рынок - самостоятельно или тоже через биржу.

Отдельная проблема - подтверждение качества рыбопродукции, реализуемой через торги. Как правило, сегодня рыбаки продают свой улов либо прямо на промысле, либо после доставки в иностранный или российский порт. При этом за счет долголетних отношений иностранные и российские покупатели оплачивают продукцию в режиме предоплаты, еще до того, как она будет выгружена в порту. За границей капитан судна в качестве гарантии надлежащего качества рыбы представляет декларацию и сертификат соответствия за своей подписью. Но как все это будет происходить при организованных торгах? И один из главных вопросов - в какой момент ответственность за продукцию перейдет с судовладельца на покупателя и после каких процедур деньги будут перечислены на счет продавца? Что будет в том случае, если покупатель доставил рыбу в отдаленную страну, провел независимую экспертизу и заявил, что товар не соответствует требованиям? Как правило, сегодня в таких случаях покупатель обращается в суд, который признает его претензии законными и требует снижения цены либо предлагает продавцу забрать груз назад. Как будет действовать в этом случае биржа, неизвестно.

Председатель координационного Совета Северного бассейна и член Совета по развитию рыбохозяйственного комплекса России Вячеслав Зиланов считает, что в организованных торгах рыбаки сегодня не нуждаются вовсе. Он отметил, что эта идея далеко не нова - в первые годы после распада СССР рыбная биржа в России существовала и показала полную несостоятельность, так и не став связующим звеном между производителями и потребителями рыбопродукции.

- Разве есть сегодня в России биржи по продаже картофеля или мяса? - отмечает эксперт. - Их нет, поскольку они не нужны. Так почему же нужно делать исключение для рыбы? Конечно, если есть желающие продавать рыбу через биржу - пожалуйста. Но какое-либо административное принуждение здесь неуместно. Сейчас необходимо решать другие проблемы. Например, всем известно, что доставка рыбы с Дальнего Востока в европейские районы страны занимает длительное время. Система, с помощью которой транспортную проблему удавалось успешно решать, сегодня разрушена. Например, есть состав, везущий с Дальнего Востока лес или сталь. В нем есть несколько вагонов-рефрижераторов с рыбой. И стоимость провоза леса или стали на 30-40% ниже, чем провоз рыбы. Как это может быть?

Полпред президента в ДФО Виктор Ишаев надеется добиться с помощью биржи увеличения поступлений в госбюджет, но такие представления - иллюзии, считает Вячеслав Зиланов. На самом деле в сбытовой цепочке появится еще одно лишнее звено, за счет которого рыба станет еще дороже. Кроме того, никуда не исчезла проблема ценовых дисбалансов в рыбной отрасли. Если топливо за последние 6-7 лет подорожало практически на 200%, то рыба - на 20-25%. Иными словами, доля топлива в себестоимости рыбы зашкаливает за 60%. Возможно, кто-то из рыбаков и выиграет от введения организованных торгов, но они должны проводиться исключительно на добровольных началах.

 

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9263.87
EUR:67.7768.69
CNY:92.8492.89
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «ДЕЙТА FISH»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика