5 декабря 2016, понедельник
ДЕЙТА FISHВ Мире19 ноября 2010, 23:45печать

Ученые доказали, что рыба может менять пол от стресса

Исследования проводились над довольно популярной в среде аквариумистов рыбкой - гамбузией обыкновенной

19 ноября 2010, 23:45, Дейта. Учёным удалось выявить интересную особенность – гормон стресса кортизол может изменить пол рыбок, причём изменение пола рыбок может произойти за короткий срок, всего за три-четыре недели.

Учёным из Университета Оклахомы удалось выяснить, что у женских особей гамбузии обыкновенной, при определённой концентрации гормона стресса кортизола начинает удлиняться пятый и шестой лучи заднего плавника, то есть у рыбок попросту формируются мужские репродуктивные органы – гонаподиумы. Кроме того, испытывая стресс, гамбузия  меняла и своё поведение, такие рыбки пробовали спариваться с женскими особями.

Живородящим гамбузиям свойственен яркий половой диморфизм, а также внутреннее оплодотворение. Пока учёные не могут сказать каков механизм изменений вторичных половых признаков под действием гормона стресса кортизола. Возможно, в этом процессе задействован какой-то фермент, который одновременно может выполнять две полезных функции в организмах рыб - инактивировать кортизол, а также катализировать синтез мужских половых гормонов. В ходе экспериментов учёные выяснили, что уже при концентрации кортизола 0,5 мг/л, который они добавляли в аквариумы с самками, в 85-ти процентов случаев рыбки меняли пол или пытались спариться с особями женского пола.

Что интересно, учёные ещё в начале 90-х годов 20-го века выяснили, что некоторые химические вещества могут влиять на репродуктивную функцию позвоночных. В то время учёные узнали об эндокринных деструкторах, которые попадают в среду при производстве пластмасс, моющих средств и красителей, так вот они влияют на репродуктивную функцию многих позвоночных, не исключая человека, блокируя выработку мужских гормонов.

Источник: Новости науки