18+
4 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения
ДЕЙТА FISHПриморский край26 декабря 2011, 09:00печать

ВТО и российский рыбный рынок


Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман ЗВЕРЕВ рассказал о будущем российского рыбного рынка после вступления в высшую торговую лигу

26 декабря 2011, 09:00, Дейта. Вступление России в ВТО подправит правила, по которым живет российский рыбный рынок и к которым он уже стал привыкать. Только-только правила стали входить в привычку, закладываться в практику бизнес-планирования, впитываться в подкорку хозяйственника… И что, снова нестабильность? Какое будущее нас ожидает? Выскажу точку зрения на некоторые последствия вступления нашей страны в ВТО для российского рыбного рынка. Эта точка зрения отражает подходы двух крупнейших рыбохозяйственных объединений страны – Ассоциации добытчиков минтая и Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка.

Рыба давно превратилась в один из самых привлекательных товаров международной торговли. 40% мирового улова перемещается по всему миру: в 1976 году – 16 млн. тонн, в 2008 году – 55 млн. тонн. Стоимость экспорта рыбы и рыбопродукции достигла рекордного показателя – 102 млрд. долларов, удвоившись за последние десять лет. Причем экспорт рыбы в некоторых странах обогнал по доходности традиционные для них виды сырьевого экспорта. Вот некоторые показатели для азиатских и африканских стран за 2007 год: экспорт рыбы – 25 млрд. долларов, экспорт кофе – 11 млрд. долларов, экспорт каучука – 6 млрд. долларов, экспорт бананов – 4 млрд. долларов.

Быстро растет и мировой импорт рыбопродукции. Европейский импорт рыбопродукции за тридцать лет вырос с 3 млн. тонн до 11 млн. тонн, а в деньгах увеличился в 15 раз. Плотно «подсели» на рыбный импорт и США: они закупают за рубежом рыбопродукции на 15 млрд. долларов. Но США и Европа превратили свою зависимость от импортных поставок рыбопродукции в способ управления этими поставками. Как они это сделали? С помощью национального ветеринарного законодательства и правил ВТО. Евросоюз и США ввели «эко-ветеринарный ЕГЭ», на соответствие которому экзаменуют все страны – поставщики рыбопродукции. Регламенты ЕС устанавливают дополнительные требования легальности вылова водных биоресурсов, а США вообще ввели поставки рыбопродукции в зону действия закона (вчитайтесь в название!) «Об охране общественного здоровья и готовности к биотерроризму и ответным действиям против биотерроризма» и кодекса федеральных регламентов. 

Правила ВТО выполняют очень удобную роль: они резко снижают рыночную власть добытчиков и переработчиков рыбы, укрепляют технические и санитарно-ветеринарные барьеры, оставляют в неприкосновенности частные стандарты и системы сертификации в сфере торговли рыбопродукцией. Прежде всего наиболее сильнодействующие – «экологическую маркировку». Это совместное детище крупных розничных и ресторанных сетей и экологических организаций с глобальным охватом имеет много лиц: Морской попечительский совет (MSC), «Друзья моря» (FS), – и уже охватывает 24% мирового промысла лосося, 40% мирового промысла минтая, 56% промысла перуанского анчоуса.

Правила ВТО очень выгодны для транснациональных игроков рыбного рынка, потому что являются легитимным инструментом «переналадки» мировой индустрии рыбопереработки. Во многих странах рентабельность рыбопереработки падает, поэтому она становится более интенсивной, географически сконцентрированной и привязанной к глобальным цепочкам снабжения. Все больше производителей в развивающихся странах связаны с зарубежными фирмами и координируются ими. Все более существенной становится практика аутсорсинга переработки на региональном и мировом уровнях. Ее масштабы зависят от видов рыб, разновидности продукта и стоимости труда и транспортировки. Например, цельная рыба с европейских или североамериканских рынков посылается в Азию для филетирования и упаковки, а затем перевозится в обратном направлении. В Европе копченые и маринованные продукты, для которых важное значение имеют сроки годности и транспортировки, перерабатываются в Центральной и Восточной Европе. Происходит растущая интеграция перерабатывающих компаний с производителями, особенно в случае с придонной рыбой, когда крупные перерабатывающие компании Азии частично опираются на собственные промысловые флотилии. В секторе аквакультуры крупные производители культивируемых лососевых, сомообразных и креветок создали современные централизованные предприятия по переработке в целях расширения ассортимента и увеличения выхода продукции. Гигантские глобальные игроки чувствуют себя в этой стихии как рыба в воде, а национальные производители среднего и мелкого уровня (будем откровенны, российская рыбная индустрия пока вся состоит из таких игроков) сталкиваются с барьерами входа на внешние рынки и растущей конкуренцией у себя дома.

Правила ВТО, как справедливо заметил в 1994 году президент Института исследования предпринимательства Лоулин Рокуэлл, «укрепляют и расширяют «антидемпинговое» регулирование и другие нетарифные барьеры на пути свободной торговли». Крупнейшие покупатели рыбопродукции успешно выстроили «коридоры доступа» на свои национальные рынки, поперек которых или мимо которых ни один хвост не проскочит. Крупнейшие игроки рыбного рынка успешно выстроили глобальные цепочки поставок и отработали инструменты «взлома» национальных рынков. Столкнувшись с жесткими барьерами входа на европейский и американский рынок, крупные рыбопереработчики Азии с аппетитом приглядываются к России, да и гиганты европейской аквакультуры тоже не прочь пристроить некондиционный товар на наш рынок.

Российский рыбный рынок состоит из двух частей: примерно 60 процентов отечественного происхождения и чуть больше 40 процентов – импорт. С 1993 года по 2005 год импорт рыбопродукции на российский рынок вырос в двадцать раз: с 50 тысяч тонн до 1 085 тысяч тонн. Импортные поставки на российский рынок рыбопродукции изначально не подпадали под количественные ограничения и сходные административные процедуры регулирования импорта, используемые для импорта мясопродукции. Быстрое увеличение импортных поставок сопровождалось растущим шлейфом «теневых расчетов» и занижением таможенной стоимости. Так, в течение 90-х годов стоимость одной усредненной тонны ввозимой в Россию рыбопродукции колебалась от 350 до 500 долларов США. В 2000-е годы импорт рыбопродукции в натуральном выражении стабилизировался на уровне миллиона тонн, зато наметился рост импорта в денежном выражении. Стоимость одной усредненной тонны водных биоресурсов превысила 2 000 долларов США.

Начиная с 2008 года происходит увеличение отечественного вылова водных биоресурсов (и соответственно, поставок сырья и готовой продукции отечественного производства). Несмотря на растущую конкуренцию с продукцией российского производства, а также рост курса доллара по отношению к рублю импортная продукция не уходила в демпинг. В 2009-2010 годы отношение денежной стоимости импортной рыбопродукции к её натуральным показателям, попросту коэффициент «доллар/тонна» достиг пореформенного максимума. «Левые» поставки и «теневые» расчёты стали высыхать. Сейчас всё может измениться. Почему? 

Сейчас только небольшая часть российской рыбопереработки применяет в полном объёме системы производственного контроля ХАССП или стандарты лучшей производственной практики (GMP). Например, предприятия – члены Ассоциации добытчиков минтая работают по мировым ветеринарным стандартам, потому что две трети продукции мы экспортируем за рубеж. Аналогичные системы выстроены и на производственных объектах Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Но мы охватываем примерно 40 процентов всероссийского производства рыбопродукции. Большинство же отечественных производителей пока не имеют соответствующих систем производственного контроля и систем анализа рисков. Это позволит крупнейшим импортерам рыбопродукции в Россию потребовать отмены санитарно-ветеринарных требований, которые их не устраивают (например, по процентному содержанию глазури). Если российское законодательство не позволяет замораживать рыбопродукцию по их усмотрению – значит нужно «заморозить» само российское законодательство. Причём уже готова и удобная формулировка: в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №880 «Об утверждении технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» «вживление» в российскую «пищёвку» систем производственного контроля ХАССП растянется до 15 февраля 2015 года. Таким образом, импортёры получат шанс на три года «прогнуть» планку ветеринарного контроля под себя. Последствия понятны: гиганты рыбопереработки (или созданные ими в России дочерние и аффилированные компании) легко обыграют на этом поле финансово маломощных российских рыбопереработчиков, если…

Если Российская Федерация не использует «анестезию» для защиты отечественных рыбопереработчиков на переходный период, смягчить «болевой шок» (хочу подчеркнуть, смягчить, но не отменить – переходить на мировые стандарты производственного контроля всё равно необходимо) можно следующим образом: ограничить доступ в Россию некачественной и угрожающей здоровью граждан рыбопродукции и обеспечить прозрачность таможенных пошлин и их адекватность сложившейся структуре цен на рынке.

Крупнейшие игроки отечественного рыбного рынка, объединившиеся в Ассоциацию добытчиков минтая и Ассоциацию производственных и торговых предприятий рыбного рынка предлагают перечень конкретных мер, направленных на создание условий для обращения на мировом рынке российской рыбной продукции и предотвращение доступа на российский рынок продукции низкого качества и небезопасной по своим потребительским свойствам.

Членство России в ВТО – это целый «букет» вызовов, возможностей и рисков для отечественного рыбного рынка. Выбор у нас простой: либо российская рыбопереработка становится современной индустрией, игроком мирового уровня, либо нас раздавит «рыбная интервенция».

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «ДЕЙТА FISH»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика