18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения
ЭкономикаВ России9 октября 2009, 10:39печать

Пресс-секретари крупнейших российских компаний стали игнорировать прессу


Для того, чтобы получить комментарий, журналистам приходится преодолевать массу препятствий

9 октября 2009, 10:39, Дейта. Как сообщили РИА «Дейта» в агентстве «Контент-Медиа», которое провело исследование на эту тему, пресс-секретари крупнейших российских компаний стали меньше общаться с прессой. В ходе исследования были проанализированы материалы СМИ, находящиеся в архиве одной из крупнейших российских электронных библиотек, за период с 1 января по 30 сентября 2009 г, а также за аналогичный период 2004 года.

Для анализа были выбраны 45 российских компаний, являющихся крупнейшими по капитализации и объему продаж товаров или услуг в 2008 г. Далее были исследованы публикации СМИ за указанные периоды, содержащие упоминание названия каждой из компаний, а затем в общем числе определялась доля материалов, содержащих упоминание ее пресс-секретаря (безотносительно к его имени). 

В результате получилось, что за последние пять лет пресс-секретари наиболее часто упоминаемых в прессе крупнейших российских компаний стали фигурировать в журналистских материалах в среднем в 1,5 раза реже. В первую очередь это касается окологосударственных компаний, которые за последние пять лет обозначили тренд на закрытость пресс-секретаря от СМИ или вообще упразднили данную должность. 

К примеру, доля упоминаемости должности пресс-секретаря «Газпрома» за указанный период снизилась в 5 раз (с 2,1% до 0,4%), «Роснефти» и «АвтоВАЗа» -  в 4,5 раза (с 0,09% до 0,02% и с 0,9% до 0,2% соответственно). 

Отчасти полученные результаты, свидетельствующие о том, что в целом упоминаемость пресс-секретарей крупнейших компаний в СМИ заметно снижается, объясняются тем, что многие организации, де-факто сохранив должность пресс-секретаря, де-юре дали ей другое наименование.

Вместе с тем фактическое упразднение должности пресс-секретаря в некоторых крупнейших российских компаниях свидетельствует о ряде серьезных изменений, произошедших в сфере взаимодействия прессы и бизнеса за последние пять лет. 

Пресс-секретарь - это главный человек в компании, уполномоченный на общение с прессой. Его задача - облегчать журналистам доступ к информации, связанной с деятельностью компании, формировать лояльное отношение прессы, своевременно доводить до редакций позицию компании, организовывать и проводить различные пресс-мероприятия и пр. Наличие такого человека в штате компании подчеркивает ее готовность к сотрудничеству со СМИ, признание ею авторитета прессы и важности выстраивания взаимоотношений с журналистами. Упразднение этой должности, либо делегирование полномочий пресс-секретаря другому сотруднику в дополнение к его основным обязанностям показывает факультативность работы со средствами массовой информации для данной компании, своеобразной демонстрацией ее отношения к нынешним СМИ. По логике, для крупной компании возложение функции общения с прессой на менеджера по рекламе или pr выглядит также нелепо, как отправка на переговоры с клиентом специалиста по логистике или руководителя производства.

Также за последние пять лет значительные изменения претерпела сама работа пресс-секретаря. Теперь во многих случаях это - административная должность. В обязанности этого человека во многих случаях входит также руководство пресс-службой, рассылка пресс-релизов, обеспечение нужного количества публикаций, а главное -  подготовка большого количества еженедельных, ежемесячных и ежеквартальных отчетов. На непосредственное общение с прессой у такого сотрудника времени, как правило, уже не остается. 

Кроме того, столь значительное снижение упоминаемости пресс-секретарей крупных компаний в СМИ в некоторых случаях может свидетельствовать и о низком качестве их работы, т.к. взаимодействие с журналистами постепенно заменилось подготовкой краткого информационного сообщения, отсылаемого в информагентства и центральные газеты. Также нередко пресс-секретарь крупной компании оказывается довольно труднодоступной персоной. Для того чтобы получить комментарий или разъяснение, журналисту приходится подолгу дозваниваться до него, по нескольку дней ожидать электронного письма или даже «пробиваться» через стену секретарей или его подчиненных, неуполномоченных на общение с прессой. Такая дистанция, выстроенная во многих компаниях за последние годы, также может свидетельствовать об их нежелании идти на прямое общение со СМИ.

Однако нередко бывает и так, что, предоставив комментарий, пресс-секретари по ряду причин просят в тексте материала не ссылаться на них напрямую. Это  может быть обусловлено как боязнью пресс-секретарей брать на себя ответственность за сказанные слова, так и чрезмерной забюрократизированностью крупных компаний, где любое слово, выходящее вовне, должно проходить многоступенчатые согласования. Все это сильно затрудняет работу журналистов, заметно удлиняет и усложняет процесс получения информации, а также лишает смысла дальнейшее общение с данной компанией.

Журналисты также отмечают во многих случаях и не совсем вежливый тон пресс-секретарей, особенно органов государственной  и исполнительной власти.

Постепенный отход от традиций прямого общения пресс-секретарей со СМИ в итоге приводит в том числе и к тому, что в общей массе публикации о крупнейших российских  компаниях становятся менее интересными, более формальными, а во многих случаях даже откровенно рекламными.

 

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Экономика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика