18+
9 декабря 2016, пятница
Важно
Приложения
ЭкономикаВ России12 ноября 2013, 14:05печать

У нефтяников могут отнять сверхприбыль


Эксперт: "У правительства появился неожиданный дополнительный источник доходов для развития Дальнего Востока"

12 ноября 2013, 14:05, Дейта. У правительства появился неожиданный дополнительный источник доходов для развития Дальнего Востока − сверхприбыль нефтяных компаний от экспорта в Азию по нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), об этом в эксклюзивном комментарии ИА «Дейта» рассказал  независимый эксперт ТЭК Иван БАРСУМИН.

«Рыночные цены на нефть сложились таким образом, что экспорт российской нефти в восточном направлении оказался значительно выгоднее, чем традиционный экспорт в Европу. По данным «Транснефти», доходы нефтяных компаний от экспорта через ВСТО превышают аналогичные европейские от $30 до $50 за тонну. Часть этих денег у компаний предлагается изъять за счет повышения на 10% тарифа на прокачку тонны нефти через ВСТО. Ещё 10% пойдёт напрямую в бюджет. Таким образом, тариф повышается до 2531 рубля», - отмечает эксперт.

По мнению Ивана Барсумина, если такое решение будет принято, оно будет соответствовать рыночным принципам «равнодоходности» всех экспортных направлений и равного положения всех российских нефтедобытчиков по отношению к экспортным трубопроводам.

При этом часть тарифа могла бы пойти на развитие региона, а часть - на расширение «восточной трубы», на котором давно настаивает «Роснефть».

В правительстве уже обсуждается вариант направления 10% с каждой прокачанной по ВСТО тонны дополнительных доходов бюджета в пользу Минвостокразвития для целевого финансирования проектов на Дальнем Востоке. Остальную часть суперпремии предполагается направить на расширение мощности ВСТО. По расчётам, при повышении тарифа на $10-15 за тонну 1 дополнительная суммарная выручка составит $6 млрд в период с 2014 по 2021 год.

При нынешней мощности трубы от Тайшета до Сковородино (ВСТО-1) около 30 млн твг к 2020 году нефтяные компании хотят перевозить 87,8 млн твг, а к 2030 году − 91,7 млн твг. "Нам нужно к 2020 году строить дополнительные НПС, переоборудовать действующие станции и производить другие работы суммарно на 172 млрд рублей. Потому что, исходя из заявок нефтекомпаний, прогнозный объем прокачки в 80 миллионов тонн в год, который мы ожидали в 2030 году, становится реальным уже в 2020", − подчеркнул агентству «Прайм» советник президента «Транснефти» Игорь Дёмин. 

Высокая прибыльность азиатского экспорта и задержка с развитием добычи в Восточной Сибири позволяют претендовать на ВСТО нефтедобытчикам Западной Сибири. В 2014 году доля западносибирской нефти в трубе, по прогнозам, может составить около 50%, а к 2030 году увеличится до 70%.

Однако, по мнению эксперта, помешать повышению тарифа ВСТО могут два обстоятельства. Первое - Аркадий Дворкович уже заявил, что в 2014 году тарифы «Транснефти» повышаться не будут. Однако источник в Минэнерго сообщил, что решение еще не окончательно и восточное направление может быть рассмотрено отдельно, а кроме того, уже идет планирование на 2015 год. В цене бензина для российского потребителя стоимость прокачки по трубопроводам составляет 50 копеек, а повысить тариф предлагается на экспортных направлениях (по отводу на Китай или в порт Козьмино). То есть даже в случае повышения тарифа для ВСТО не будет оснований для повышения внутренних цен на топливо. 

Второе - основным поставщиком нефти по ВСТО является «Роснефть» (доля около 65%), и рост тарифа на 450 руб. за 1 т ведет к росту транспортных издержек «Роснефти» на 9-10 млрд руб. в год (оценка «Инвесткафе»). Поэтому компания активно возражает рост тарифа. Но в таком случае ей грозит не получить в ближайшем будущем необходимые мощности для поставок в Китай. 

«Министр энергетики Александр Новак пообещал компаниям равный доступ к трубе: «Все, кто будет добывать нефть в Восточной Сибири, будут иметь возможность поставлять ее в данный нефтепровод». Нефтяники уже давно высказывали опасения, что планы «Роснефти» по строительству Восточной нефтехимической компании приведут к тому, что она будет претендовать на всю мощность ВСТО. Последнее заявление министра нефтяников вроде бы немного успокоило, к тому же во втором полугодии доступ к ВСТО впервые получил «Лукойл».

В случае сокращения доли «Роснефти» в трубе ВСТО в пользу других компаний она может потерять гораздо больше, чем от повышения тарифа на прокачку», - считает Иван Барсумин.

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9163.39
EUR:68.5068.25
CNY:92.8392.14
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Экономика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика