Важно
Приложения

На Дальнем Востоке нет собственного ресурса для экономического развития


Доктор философских наук, декан факультета культурной антропологии ДВГТУ Сергей Евгеньевич ЯЧИН дал интервью РИА "Дейта" в рамках Дальневосточных образовательных чтений, проходящих во Владивостоке.
Дейта: Расскажите о концепции Тихоокеанской России.
С.Я. - Речь идет о метакультурном взаимодействии и роли России в этом взаимодействии. И я бы не хотел разделять эти две вещи. Общий смысл, в следующем – наконец то признали мысль, которую высказал еще Герцен: «Тихий океан это Средиземноморье будущего». Ту же роль, которую сыграла Греция, античный Рим, примерно такую же роль должен сыграть Тихий океан для будущего человечества, так как здесь находится средоточие всех процессов. Но на один ресурс обращают очень мало внимания, дело в том, что мы находимся в точке цивилизационного разлома – здесь европейская цивилизация вступает во взаимодействие с даосско-конфуцианской и в какой то степени и мусульманской. Известно, что именно культурные различия являются ресурсом всех инноваций, творчества. Если вы хотите творчески развиваться, то должно быть что-то другое, иное по отношению к вам. И сравнивая себя с ним, вы будете очень быстро изменяться. Современную эпоху называют – инновационная, и если мы спрашиваем, какая точка будет не просто развиваться, а будет развиваться инновационно, являться этим ресурсом, это, безусловно, Азиатско-Тихоокеанский регион, и то, что мы называем тихоокеанской Россией. Это – выход всей России в Тихий океан, это Россия, которая ориентированная на сотрудничество в АТР. И более того, главный ресурс экономики в этом взаимодействии, даже не в области политики, а в области культуры. И вот это взаимодействие культуры в рамках контекста различия цивилизаций, мы называем метакультурным.
Речь не идет о том, что это одна культура, а о том, что это одна культура, используя творческие достижения других культур, получает импульс к своему развитию. И первое значение здесь будет иметь не политика, не экономика, а именно культура. Дело в том, что не случайно одно из названий современной эпохи – общество или экономика, основанная на знаниях. По своему происхождению, знания это не экономическая единица, а культурный ресурс. Ведь еще не придумано способов, каким образом провоцировать человека на творческие изобретения. Вот сколько бы вы человеку не платили, он не создаст ничего гениального, это будет все среднее. Ведь не надо платить Энштейну, Тесла, Пушкину, за то, что они создавали эти вещи. Продукты могут быть проданы, но сам творческий процесс, он не поддается экономическому регулированию. И получается так, что все экономические процессы и политические двигаются в руслах прежде проложенных культурным взаимодействием.
- Сколько времени вы работаете над этой проблемой?
- Мы уже давно занимаемся разработкой концепции метакультуры, как такого межкультурного взаимодействия, основанного на взаимных «дарах» культур друг друга. Вот уже три года в Москве проводятся чтения, я вот сейчас вернулся из Японии, где был пятый метакультурный симпозиум, на котором собрались в основном деятели науки, культуры, искусства. Так, одна из проблем с которой сталкиваются наши соседи – они культурно задыхаются, особенно японцы.
- А есть ли положительные примеры того, как одна культура, может влиять на другую?
- Наш отечественный режиссер Леонид АНИСИМОВ, около семи лет руководит театром в Японии, там он преподает систему Станиславского и ставит Чехова. У него огромное число слушателей мастер классов, ведь для японца это некая отдушина. Наш театр – это искусство переживания, а японец - сдержанный человек, но внутри себя он довольно сильно чувствующий, в результате, это внутреннее, эмоциональное напряжение перерастает порой даже в физические проблемы. И когда ему дают школу Станиславского, которая учит искусству переживания, он получает отдушину и просто обновляется, но при этом он остается сугубо японцем, что очень важно. Более того, его японская сущность, становится еще более выраженной, благодаря этой школе.
- Несколько лет назад вы поднимали вопрос о вхождении иммигрантов в духовное и культурное пространство России. Существует ли сейчас эта проблема?
- Да, мы дважды обсуждали эту проблему в Москве, на «Международных Рождественских чтениях», которые организовывала Московская Епархия. Сейчас мы немного отошли от этого вопроса, но сам по себе он значимости не утратил. Правда существует ряд проблем, с реализацией задуманного. - А в чем суть проблемы? - Нас на Дальнем Востоке мало и это одна из причин того, что у нас нет собственного ресурса для экономического развития. Для того чтобы экономически развиваться, нужен рынок сбыта, а на всем Дальнем Востоке 6 млн. человек. Для любого масштабного производителя, это ничто, поэтому здесь невозможна реализация крупных проектов. В результате получается, что, не вступая в сотрудничество со своими сопредельными странами, мы не можем экономически развиваться. Поэтому основная проблема состоит в том, чтобы наладить выгодное экономическое сотрудничество со странами Восточной Азии.
- В чем конкретно состояла ваша программа, по решению проблемы иммигрантов?
- Мы выступали за то, чтобы прежде чем человек приступит к работе, он должен пройти культурную адаптацию. Немножко научиться русскому языку, немножко понять наши законы, немножко получить нашего образования, потому что в большинстве это необразованная рабочая сила. Но мы не нашли должной поддержки этим начинаниям. Просто главная ошибка в том, что все считают, что иностранная рабочая сила составляет конкуренцию нашей. А на самом деле, кто пойдет мести улицы у нас? Есть даже исследование на эту тему, в котором речь ведется о зависимости численности иностранной рабочей силы и величиной безработицы в районах Приморского края. И доказано, что чем больше иностранной рабочей силы, тем меньше безработицы среди нашего населения. Ведь они занимают ниши неквалифицированного труда, увеличивают рынок потребления и создают рабочие места для более квалифицированных рабочих, это известный экономический закон.
- На ваш взгляд, что может решить возникшую проблему с взаимодействием культуры разных стран?
- Принята государственная программа по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, в ней есть подпрограмма о развитии Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР. На нее выделено порядка 150 млрд. рублей. Главная проблема города в том, что наша инфраструктура не соответствует международному уровню. Но это материальная сторона проблемы, нужны не только здания, дороги и прочее, но и соответствующая культурная атмосфера. И наша программа состоит в том, чтобы трансформировать культурную среду города. Для этого во Владивостоке должны постоянно проходить мероприятия международного уровня, более двух в месяц. Разного рода форумы, выставки, фестивали, симпозиумы, благодаря которым общественная жизнь города могла бы «бурлить». Вторым обязательным условие является привлечение населения, в особенности молодежи к участию в этих мероприятиях. Мы должны быть не только пассивными зрителями, но и выполнять определенную роль. Просто каждое мероприятие такого уровня должно сопровождаться конкурсами, проектами, для населения Владивостока.
- Какова роль Русской Православной Церкви в решении проблем метакультуры?
- На самом деле мы уже давно взаимодействуем, хотя порой и удивительно, но находим полное взаимопонимание и поддержку среди наших священнослужителей. Фактически церковь занималась этим всегда, всегда была миссионерская деятельность. Дело в том, что православие отличается от других христианских концессий радикальным подчеркиванием роли личности. А личность согласно христианским догмам – это человек в меру своего свободного и творческого самоосуществления, созданный по образу и подобию Бога. Способом существования личности как творческого существа является «экстатическое соотнесение себя с другим», и это самое главное. Если мы перенесем эту модель на систему взаимоотношения культур, то получится то же самое. То есть для нашей культуры нужна другая противоположная нам культура и только тогда мы сможем развиваться, это создаст новое пространство жизни двух культур. Непринятие инаковости и стирание границ приводит к «умалению» не только культурного уровня, но и духовного потенциала.
- На ваш взгляд, на сколько наша молодежь готова взаимодействовать с другими культурами, и вообще насколько они толерантны к другим?
- Подоплека – человек свои проблемы пытается выместить на ком – либо. На этих чтениях мы будем разбирать проблему толерантности. Мы не против этой концепции, но она заводит нас в тупик. Здесь надо просто прислушаться к другим. Быть толерантным – быть терпимым, но ведь человек не хочет, чтобы его терпели, он хочет хорошего отношения к себе. До тех пор пока будут требовать терпеливого отношения к иностранцам, вы его не получите. Решение всех проблем стоит в смене постановки вопроса: какие дела могут нас объединить, и как мы можем взаимодействовать. Сама идея толерантности закрывает суть проблемы – мы должны сотрудничать, и более того эта идея имеет чужое для нас происхождение. И нынешнее ситуация нетерпимости и озлобленности лишнее тому подтверждение. Мы предлагаем толерантность заменить содружеством или содействием.
- Скажите, а каких итогов вы ждете от Дальневосточных образовательных чтений?
- Конечно, одно мероприятие ничего не решает, важно чтобы была преемственность между ними. Для нас важно чтобы в городе постоянно происходили подобные мероприятия. Безусловно, Дальневосточные образовательные чтения – очень хорошая традиция, статус их растет, и мы планируем, что из дальневосточных они вскоре станут международными.
ИА "Дейта"
Курс
вчера
сегодня
USD:60.0060.15
EUR:66.8067.15
CNY:87.8688.05
ОПРОС
Как заставить водителей соблюдать правила дорожного движения на жд переездах?
Загрузка...
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Экономика»
ПРОЕКТЫ
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2017 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8 (423) 227 18 16, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна