18+
9 декабря 2016, пятница
Важно
Приложения

Креативный класс и пассивные работники: Станет ли Дальний Восток вторым Сингапуром?


Миграция с Дальнего Востока растёт, уровень экономического развития - падает

14 ноября 2015, 17:10, Дейта.

Сможет ли Россия сформировать на Дальнем Востоке элиту, способную развивать регион и сохранить его в итоге в составе страны? Таким вопросом задаётся председатель Лиги финансовых институтов Приморья Александр Ивашкин. По его мнению, события последних десятилетий, происходящие на дальневосточных рубежах России, практически не оставляют поводов «для сколько-нибудь оправданного оптимизма». По мнению Ивашкина, жить на Дальнем Востоке становится всё труднее, несмотря на все инвестиции, которые вкладываются в развитие ДФО. Один из показателей ухудшения качества жизни в регионе – миграция жителей в другие страны или субъекты страны. Сегодня Дальний Восток, отмечает Александр Ивашкин, покидают прежде всего «социально и экономически деятельные люди, как правило, с высшим образованием, высокой профессиональной квалификацией и опытом работы, недовольные доступными ими сегодня возможностями». Им на замену приезжают «пассивные наемные работники, нацеленные на занятие рабочих мест, которые не требуют высокой квалификации и подразумевают невысокий уровень оплаты труда». «На мой взгляд, лучше бы власти всерьез задумались о том, чтобы оказывать соответствующую поддержку нам, здесь живущим, чтобы у нас не появлялось желания навсегда уехать отсюда», - полагает Александр Ивашкин.

По словам эксперта, с аналогичными проблемами некогда сталкивался и Сингапур. За 50 лет руководство страны вывело её экономику на первые позиции в общемировых рейтингах. Своим взглядом на развитие Сингапура Александр Ивашкин поделился с корр. ИА «Дейта».

«Британский аналитический центр Legatum Institute (подразделение международной инвестиционной группы Legatum) в конце октября опубликовал индекс процветания стран мира (The Legatum Prosperity Index) - это комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира с точки зрения их благополучия и процветания. Согласно данному исследованию, экономика Сингапура занимает первое место в рейтинге из 142 стран. Следом идут Швейцария, Китай, Норвегия и Германия. Для оценки "Legatum Prosperity Index" берутся экономические показатели (ВВП, доходы населения), а также менее точные критерии (например, итоги опросов об удовлетворенности жизнью). 89 критериев разбивают на восемь групп: экономика, бизнес и возможности, управление, образование, здравоохранение, безопасность, личные свободы, социальный капитал. Используя 12 источников данных, в том числе опросы Gallup, аналитики выставляют странам оценки по каждому критерию от 0 до 10, а потом делают сводный рейтинг. Сингапур сегодня - самая успешная в мире экономика, страна вошла в топ-20 всех категорий исследования, кроме подкатегории по личной свободе (38-ое место) и социального капитала (25-ое).

IMG_0241.JPG

В середине октября в Сингапуре прошла конференция "Города и территории завтра-инструментарий позитивных перемен» ("Cities and territories tomorrow- instruments of positive change"), на которой обсуждалось планирование развития «умных городов».

Предметом обсуждения на конференции являлись проблемы имитирования и прогнозирования развития "умных" территорий (городов) в рамках моделей разных стран и регионов, а также необходимый для этого финансовый инструментарий - банковский, инвестиционный, страховой. Общепризнанный факт: формирование интеллектуальных территорий, становление «умных городов» делают жизнь горожан комфортнее и безопаснее, создают предпосылки для привлечения инвестиций, развития туризма и, наконец, создают синергию этих процессов. Каждый город по-своему уникален, но алгоритмы трансформации в «умный город», идентичны. Это, прежде всего, автоматизация обеспечения социальных, логистических и коммуникационных сфер деятельности некого сообщества (город, территория, поселение и так далее). Причем, на первый план при создании таких территорий всегда выступают программы внедрения алгоритмов, математических подходов и методов, соответствующих программных средств, связанных с оптимизацией и управлением процессами.

Ярким примером является Сингапур, город, напичканный сложными технологическими инженерными системами крупнейших компаний мира - IBM, Siemens, Dell, Intel, Cisco Systems, Yahoo, Oracle, SCSK и др.

IMG_0542.JPG

У Сингапура нет нефти. Есть только выгодное географическое расположение, и есть трудолюбивые люди с мощной прослойкой «креативного» класса. Опять же, если посмотреть, какие страны сделали больше всего для повышения уровня жизни своего населения, то это далеко не обязательно будут нефтяные державы. Сингапур пестует сегодня экономику, хотя различные города мира экспериментируют с проектами «умный город», занимаясь технологиями для решения таких вопросов, как освещение улиц, установка камер, вывоз мусора, управление светофорами и автобусами. Сингапур же включил несколько иное видение в понятие «smart» («умный»).

Это видение включает воедино завоевание в мировых рейтингах соответствующих мест среди университетов, медицинских учреждений, многомиллиардные инвестиции в исследования-развития (R&D), привлечение технологичных стартапов и предпринимателей со всего мира, чтобы использовать имеющиеся и создаваемые инфраструктуры Сингапура как «живую лабораторию». Это также объясняет, почему Сингапур упор делает на культивирование экосистем со стандартом высокого класса, а также выработку методов защиты безопасности и неприкосновенность частной жизни. Т.е в глобальном разделении труда человечества это островное государство как бы взяло на себя инициативу в решении сложных проблем с целостным подходом. Между 2005 и 2013 гг., количество стартапов в Сингапуре удвоилось, с 24000 до 42000. Результатом стало то, что 40 процентов стартапов в Юго-Восточной Азии приобретаются Сингапуром.

Почему это видение получило начало в Сингапуре? На мой взгляд, ответ заключается в том, что его руководство первыми смогло сделать прогнозы и предвидеть мегатенденции, которые уже сейчас влияют и на Сингапур, и на мир, признавая необходимость действовать, с тем, чтобы хорошо позиционироваться в будущем. Именно поэтому в мае 2005 года правительством Сингапура был утвержден генеральный план развития IN2015 (расшифровывается как "Intelligent Nation-2015-"интеллектуальная нация"). В плане десятилетнего развития были сформулированы всего шесть главных целей: стать государством №1 в мире в освоении инфокоммуникационных (InfoComm -информационных и коммуникационных) технологий, в два раза увеличить инвестиции в InfoComm-отрасль до $26 млрд., в три раза увеличить экспорт InfoComm- продукции до $60 млрд., создать 80 тыс. дополнительных рабочих мест, охватить 90% домохозяйств широкополосным Интернетом и наконец сделать 100% доступ к компьютеру домохозяйств, где есть дети школьного возраста.

Вообще многие города в мире, следуя стандартному ходу технологического прогресса, стараются быть «умными»: Шанхай, Далянь, Чанчунь, Сеул, Пусан, Инчхон, Токио, Ниигата. Но, как отмечали на конференции, электронные системы взаимодействия (электронная инфраструктура), сами по себе являются всего лишь необходимым и самым первым шагом к «умному городу». Предоставить возможность населению активно «коммуницировать» - это задача немного посложнее.

В свое время Ли Куан Ю (Lee Kwan-Yew; 李光耀) ставил перед собой задачу постоянно искать пути создания в Сингапуре таких условий, при которых в государство будут стекаться бизнесмены со всего мира, чтобы основать здесь свои компании. Ведь привлечь в страну бизнес, а значит деньги, - это огромная комплексная программа, куда, по мнению правительства Сингапура, гармонично вписывается схема конструирования «умной нации».

IMG_0266.JPG

Манифестом конференции стали своевременно сказанные одним из участников слова о том, что в экономически сложные времена всегда происходит поиск новых парадигм с одновременной выработкой антикризисных стратегий по развитию территорий государств, городов. Это один из инструментов гибкости, о котором порой забывают. Это вообще нужно делать не только в кризис, но в кризис - особенно. С этим стоит согласиться!

Отметив в этом году полвека независимости, или, как выразился Ли Куан Ю , т.н. «прыжка из третьего мира в первый», следует признать, что этот прыжок не был бы осуществлен без помощи мигрантов, непосредственно создававших чудо-государство Сингапур! На протяжении своих 50 лет Сингапур эволюционировал в крупного производителя электроники, мировой центр торговли. Из-за дешевизны иностранной рабочей силы (как следствие - низкая себестоимость продукции) спрос на привлеченных работников увеличивался, и иммиграционные правила смягчались. Но это привело к определенному недовольству элит и населения Сингапура. В Сингапуре весьма толерантное общество (около 40% проживающих - иммигранты, если не в первом, то во втором-третьем поколении), тем не менее, вопросы национальной идентичности граждан весьма обострились. Что вынудило правительство в последнее время идти по пути «доброкачественного космополитизма», регулируя этот процесс социальными, экономическими и политическими рычагами. Вопрос «национальной идентичности» с завидным постоянством муссируется в массовом сознании населения островного государства при подготовке и во время выборов. Порой миграционная политика правительства создает проблемы для местного населения в сфере трудоустройства, образования, жилья, порождает опасения возможным перенаселением города-государства.

Но, тем не менее, власти начали предпринимать весьма эффективные меры для того чтобы снизить приток иммигрантов, потому как большое их количество могло бы привести к перенаселению, росту цен на недвижимость. Однако эти «эффективны меры» меры ни в коем случае не ограничивают иностранцев в поиске работы или же возможности создания своего бизнеса в Сингапуре. Правительство вносит непрерывно корректировки и становится все более избирательным к иностранной рабочей силе, и поэтому высококвалифицированные иностранные заявители открывают свои фирмы, работают и живут в Сингапуре. При этом каждое заявление на получение рабочей визы оценивается на основе таких факторов, как уровень образования, профессиональный опыт и уровень заработной платы заявителя. Различные виды рабочей визы имеют различные требования к минимальному уровню заработной платы заявителя. Если же заявитель открывает свой собственный бизнес в Сингапуре вместо того, чтобы работать на работодателя, то основным фактором для получения «визы предпринимателя» будет бизнес-план компании. Политика в отношении иммиграции Сингапура направлена на укрепление статуса лучшей рабочей силы в мире. Наверное, поэтому страна постоянно возглавляет список HSBC’S Expat Explorer Survey «Страна с самым высоким заработком иммигрантов».

Около двух лет назад правительство сократило квоты привлечения иностранной рабочей силы. После этого промышленный гигант Keppel Corp Ltd (KPLM.SI), один из крупнейших в мире по постройке шельфовых буровых платформ, заявил о своей готовности инвестировать в зарубежные предприятия, чтобы увеличить производственные мощности, т.к. не в состоянии удовлетворить свои потребности в рабочей силе на местном уровне. Закрытие дверей иностранным рабочим приведет к коллапсу развития государства, т.к местным компаниям, имеющим долгосрочные подряды, постоянно требуются рабочие. Поэтому поиск компромисса будет бесконечной дилеммой любого правительства островного государства Сингапур.

Как сказал совсем недавно премьер-министр Ли: «...некоторые сингапурцы все равно чувствуют, что Сингапур меняется слишком быстро, и не думаю, что они будут против не-сингапурцев. Какой бы вариант мы ни выбрали в отношении иммиграции, все равно он будет болезненным для экономики страны. Тем не менее, я считаю, что я делаю то, что нужно. Это моя ответственность».

ФОТО: предоставлены Александром Ивашкиным

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9163.39
EUR:68.5068.25
CNY:92.8392.14
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Экономика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика