18+
8 декабря 2016, четверг
Важно
Приложения
ЭкономикаСтатьиДальний Восток22 ноября 2011, 10:00печать

Индийский кокос добьёт российских корабелов?


Россиян в очередной раз обманули – ставшая плавучей могилой для двух десятков дальневосточников АПЛ "Нерпа" все-таки будет передана Индии

22 ноября 2011, 10:00, Дейта. Непосредственно после трагедии руководство российского ВМФ заявило о том, что лодка будет ходить только под Андреевским стягом. Однако это обещание так и осталось лишь патриотической риторикой флотоводцев. Хотя на деле все тоже попытались «причесать» - лодку официально приняли в состав российского флота, но вот сейчас передают «индийским товарищам» всего лишь в «лизинг». Стоит отметить тот факт, что и сама дата официальной передачи откладывается день ото дня. Первоначально планировалось, что это знаменательное событие произойдет уже в 20-х числах ноября, и о борт атомохода, по индийской морской традиции, будет разбит кокосовый орех. Однако до сих пор этого не случилось. Специалисты относят отсрочку на совесть очередных технических проблем, которые могли вскрыться в ходе последних приемо-передаточных испытаний, которые начались 30 октября.  

Видимо, качество современного российского оружия – это не только антипиар, со стороны главного кремлевского военного – министра обороны Анатолия СЕРДЮКОВА. Похоже, что атомные субмарины «корабельных зодчих», представляют угрозу не только потенциальному противнику, но и инвестору.

Как стало известно РИА «Дейта», 9 ноября на северодвинском судостроительном  предприятии «Севмаш» были, наконец, подписаны контракты на строительство предприятиями ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) атомных подлодок-носителей типа «Ясень» (проект 885) и «Борей» (проект 955) для Министерства обороны РФ.

По сообщению пресс-службы правительства, «указанные контракты подписаны в рамках государственного оборонного заказа на 2011 год (ГОЗ-2011) и плановый период 2012–2013 годов в обеспечение реализации государственной программы вооружений на 2011–2020 годы».

Впрочем, не все так гладко. В данном случае причиной срыва оборонного госзаказа для стратегических сил сдерживания страны чуть было не стало отсутствие компромисса по стоимости подводных лодок со стороны ОСК.

По мнению министра обороны Анатолия СЕРДЮКОВА, цена была непрозрачной – корабелы не смогли обосновать назначаемые цены, не представили заказчику всей калькуляции, а кроме того, очень сильно завысили стоимость работ.

Ценовой вопрос ГОЗ-2011 удалось уладить практически со всеми поставщиками, за исключением ОСК. Более того для разрешения конфликта, была создана межведомственная комиссия во главе с вице-премьером Игорем СЕЧИНЫМ, которой все же удалось снять противоречия по стоимости только к началу ноября.

Вместе с тем, 13 октября в ходе пресс-конференции в Москве, первый заместитель министра обороны Александр СУХОРУКОВ озвучил неутешительный прогноз по поводу качества ожидаемой в 2012 году военной техники.

По словам Александра Сухорукова, «количество рекламаций на продукцию военного назначения последние три года неуклонно растет. В 2010 году таких рекламаций было 1 764 - на 20% больше, чем в 2009 году. В первом полугодии 2011 года рекламаций больше на 10%, чем за аналогичный период прошлого года. Эта тенденция, к сожалению, сохраняется».

Например, как пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в штабе ВМФ, из-за новой компьютерной системы управления подводники боятся новых лодок. В ходе завершившихся первых морских испытаний «Александра Невского» (проект 955 «Борей») моряки и конструкторы выявили несколько десятков крупных недостатков и несколько тысяч мелких. При этом на «Севмаше» заверили, что все их уже устранили.

Однако источник в штабе ВМФ рассказал газете: «Эти цифровые системы настолько сырые, что с ними просто опасно работать. Количество отказов этой системы на последних ходовых испытаниях превысило несколько сотен. И никто не может дать гарантий, что эта система не откажет в бою».

При этом представитель конструкторского бюро «Рубин», где разрабатывался проект 955 «Борей» отметил, что «Александру Невскому» достались «детские болезни» головной лодки «Юрий Долгорукий», при постройке которого использовался корпус другой субмарины. В ноябре 1996 года, приступая к строительству подлодки «Юрий Долгорукий», северодвинское судостроительное предприятие «Севмаш» использовало недостроенный корпус торпедной подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» – печально известная на Дальнем Востоке субмарина данного типа –  К-152 «Нерпа».

Атомная подводная лодка проекта 971 К-152 «Нерпа» была достроена по особому экспортному проекту 971И для передачи в аренду ВМС Индии, после чего она получит название «Чакра». Сумма контракта на передачу в лизинг «Нерпы» составляет 650 миллионов долларов. По условиям соглашения, Россия передает АПЛ Индии в лизинг сроком на 10 лет. Правда, из-за трагических событий в Японском море передача «Нерпы» затянулась уже на три года.

При этом индийская сторона обеспокоена надежностью оружия К-152 «Нерпы» — торпедами и ракето-торпедами, которые наводятся на цель «через раз». Плохие результаты «Нерпа» показала и в начале июня 2011 года. Если в советское время надежность оружия составляла 95–97%, то теперь — всего лишь не более 35%.

По мнению эксперта независимого агентства Dalrate («Дальневосточные рейтинги»), представители ВМС Индии всеми «чакрами» глубоко завязли в данном проекте. Возможно, они и хотели бы отказаться от этого контракта, однако, под «Нерпу» в Индии полностью приготовлена база, на которую затрачены серьезные средства. В результате, на практике «грозное детище» ОСК, призванное внушать трепет потенциальному противнику, отпугивает потенциальных инвесторов.

На этом фоне примечателен и тот факт, что передача АПЛ «Нерпа» в лизинг индийским ВМС может стать последним подобным контрактом из-за проблем отечественного военного кораблестроения.

Президент ОСК Роман Троценко рассказал журналистам «Известий», что Амурский судостроительный завод (где строилась «Нерпа») больше не намерен строить атомные подлодки, якобы по причине мелководного фарватера, по которому лодки выходят на испытания в Японское море. Как не странно, раньше это не мешало заводу строить субмарины.

Однако специалисты указывают на другое обстоятельство – у индусов, основного покупателя российских боевых кораблей, наконец, появилась собственная атомная стратегическая подлодка «Арихант», оснащенная баллистическими ракетами. «Чакра» («Нерпа»)должна стать для нее тренировочной платформой.

По всей видимости, такое положение вещей нисколько не печалит Объединенную судостроительную корпорацию.

По словам президента ОСК Романа ТРОЦЕНКО, «на тот случай, если государственный оборонный заказ секвестрируется, на оборонных предприятиях должны быть мощности для производства гражданской продукции. Это «вторая нога», на которой можно ходить в тяжелое время, если нет военных заказов».

Однако военные корабелы продолжают лелеять надежду насильно загрузить отечественные верфи заказами на строительство, в том числе и рыболовных судов. Отказываясь смириться с тем фактом, что российским рыбакам не нужны траулеры по цене атомных подводных лодок и крейсеров.

Нетрудно представить – насколько далеко можно доковылять на одной ноге.

Между тем Россия стремительно теряет свои позиции на международном рынке вооружений - 25 октября Москва проиграла один из крупнейших тендеров на поставку своих новейших вертолетов в Индию. Индийское Минобороны предпочло ударным вертолетам Ми-28Н «Ночной охотник» американские Apache AH-64D разработки Boeing. А в апреле Россия проиграла крупнейший оружейный тендер на поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолета, на который выставляла свой МиГ-35 (модернизированный МиГ-29). Сделка предусматривает поставку 126 истребителей и оценивается более чем в 10 миллиардов долларов.

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.8763.91
EUR:68.6968.50
CNY:92.8992.83
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Экономика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика