18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения

Приморский бизнес должен развиваться несмотря ни на что - Марина Шемилина


Омбудсмен рассказала о том, как вести себя в кризис, как повлияют на бизнес ТОРы и о наполовину пустом стакане

23 декабря 2014, 16:08, Дейта.

В Приморье идёт подготовка к реализации проектов Территорий опережающего развития (ТОРов). В Приморском бизнесе ТОРы вызвали довольно неоднозначную реакцию - многие предприниматели боялись, что проекты ТОРов попросту "задавят" мелкий и средний бизнес. О том, так это или нет, что в целом происходит в приморской бизнес-среде и чем занимается омбудсмен, ИА "Дейта" рассказала уполномоченный по правам предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина.

-Марина Анатольевна, должность омбудсмена вы занимаете относительно недавно. Что в целом входит в ваши обязанности? Как часто Вы общаетесь с предпринимателями? Чего уже удалось добиться?

Мы находимся в постоянном контакте с предпринимателями, регулярно проводим встречи, круглые столы по различным темам, причём не только во Владивостоке, а на всей территории Приморского края, еженедельно Уполномоченный ведет личный прием, в общественной приемной Уполномоченного при Президенте РФ можно получить юридическую консультацию. Активно взаимодействуем с предпринимательскими объединениями. Можно с уверенностью сказать, что Институт Уполномоченного наиболее приближен к предпринимателям, чем другие государственные органы, ведь мы защищаем их права и законные интересы.

Этот год для нас вновь оказался переходным. На данный момент сформирована полная нормативная база для полноценной деятельности Уполномоченного, приняты краевые законы об Уполномоченном, об аппарате Уполномоченного и бюджете на его содержание. С сентября месяца я замещаю уже государственную должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае. Зарегистрирован государственный орган, что, конечно, расширило наши полномочия. Если раньше наши компетенции распространялись только на действия региональных органов власти, проще говоря, на органы исполнительной власти администрации Приморского края. То сейчас, получив статус государственного органа, наши полномочия распространяются и на действия должностных лиц органов местного самоуправления и на территориальные управления федеральных органов исполнительной власти.

Сейчас мы можем самостоятельно выходить с исками в суд, можем участвовать в арбитражных судах в качестве третьей стороны, защищая интересы предпринимателей, можем принимать участие в проверках по заявлению предпринимателей, посещать места.

Совсем недавно у нас закончился конкурс на замещение вакантных должностей, поэтому, думаю, к концу января следующего года у нас уже будет полностью сформированный аппарат.

Сегодня у нас выстроены отношения с органами региональной, муниципальной власти и с федеральными структурами. С многими федеральными структурами заключены соглашения, которые позволяют активно взаимодействовать при рассмотрении обращений или решении каких-либо проблем.

Первое соглашение у нас было заключено с прокуратурой Приморского края, в начале февраля прошлого года, согласно которого мы активно сотрудничаем. Считаю, что краевая прокуратура является одним из наших главных партнёров, потому что и в её задачи входит надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей.

Также мы создали общественный совет при уполномоченном, он уже работает. Туда входят руководители, либо представители наших предпринимательских объединений. Мы не ограничивали состав, но постарались, чтобы были максимально представлены отраслевые объединения и чтобы эти бизнес ассоциации были реально действующими. Ведь у нас зарегистрировано достаточно большое количество подобных объединений, но не каждое из них работает.

Мы проводим большую работу по совершенствованию законодательной базы совместно с предпринимательским сообществом, потому что нормативная база – это основа основ для работы предпринимателя. По сути это правила игры, и мы всегда говорим, что они должны быть чёткими, понятными и реальными в исполнении. И по возможности - стабильными.

И, конечно, они должны разрабатываться с учетом практики. К сожалению, зачастую принимаются нормативные акты, которые абсолютно не учитывают специфики предпринимательской деятельности в той или иной сфере. Поэтому, по тексту закона всегда видно, разрабатывался он с учётом практики, или это просто теория, не имеющая ничего с реальной действительностью.

Когда к нам поступают проекты и наших региональных законов, и законов Государственной Думы, мы обязательно рассылаем их по предпринимательским объединениям, они дают нам обратную связь, мы её обрабатываем, делаем заключения и направляем дальше. Это очень большая работа, например, за октябрь у нас было подготовлено двадцать отзывов на законопроекты. И это только на федеральном уровне. Эта работа кажется незаметной и действительно незаметна для большого круга предпринимателей. Но когда принимается закон, многие считают, что так он и выглядел первоначально. На самом же деле во многих случаях «приложена» рука нашего Института.

-Можете рассказать о конкретных примерах вашей работы?

Здесь можно привести тот же пример торговых сборов. В начале этого года планировалось ввести очень много налогов, пять или шесть. Должны были ввести налог с продаж, увеличить и НДС, и НДФЛ – очень много изменений. И в течение полугода проходили бурные обсуждения. Институт уполномоченного категорически стоял на том, что нельзя одновременно вводить налог с продаж, увеличивать НДС. Мы всегда выступали за то, что если вводить налог с продаж, то он должен вводиться вместо НДС. И полгода этих дебатов привели к тому, что всё-таки налог с продаж не был введён. И НДС не был увеличен.

Почти в каждом регионе сейчас есть уполномоченный по правам предпринимателей, так что мы ведём достаточно консолидированную работу под началом аппарата Уполномоченного при Президенте РФ. И вся информация из регионов, особенно по системным проблемам, требующим изменения законодательства, поступает в аппарат федерального Уполномоченного.

Стоит также сказать и о недавно принятом региональном законе по налогу на имущество. Согласно изменениям в федеральном законодательстве должны были быть внесены поправки и, если бы мы не провели активную работу с предпринимательским сообществом, с законодателями, органами исполнительной власти, то результаты могли бы быть совсем другими. Закон принят с учётом нашего мнения, о чем указано в пояснительной записке.

Принятый Закон предусматривает ставку по налогу на имущество, рассчитываемого от кадастровой стоимости, в размере 0,3 процента. В реестр недвижимости, который попадает под этот закон, не войдут помещения, в которых располагаются такие виды деятельности, как общественное питание, бытовые услуги. И это, отличное решение, потому что дополнительный налог на эти виды деятельности стал бы для них очень большой нагрузкой. Ну и то, что коэффициент введён 0,3 – это тоже достаточно приемлемо. Конечно, на часть предпринимателей налоговая нагрузка увеличится, но она увеличится на разумные размеры. Но, опять же, у части предпринимателей она значительно понизится. Потому что сегодня многие объекты, которые имеют балансовую стоимость практически равную рыночной кадастровой, платили налог на имущество по ставке 2 процента. А сейчас будут платить 0,3. Считаю, что это как раз примеры планомерной, большой работы, которая привела к компромиссному решению. Нам нужно было опросить муниципалитеты, поработать с органами местного самоуправления, с предпринимательскими объединениями. Мы стали работать с общественным экспертным советом по малому и среднему предпринимательству при губернаторе. Встречалась с законодателями, с департаментом финансов. Проходило его бурное обсуждение, в том числе на общественных советах.

Это вот примеры той работы, которая не видна предпринимателям, но результаты её очень важны для них. И в том же направлении мы намерены работать и в 2015 году.

-Каким образом вы проводите работу в муниципалитетах? Ведь не всегда есть возможность выехать на место и разобраться в проблеме.

Что касается общественной работы, то помимо общественного совета при уполномоченном, в муниципалитетах назначены общественные помощники. Сейчас их уже 25 по всему краю. Понятно, что у меня нет возможности выезжать по каждой жалобе в каждый район Приморья. Поэтому мы просим наших общественных помощников встретиться там с заявителя, органами власти, обсудить проблему, доложить Уполномоченному, дать нам понять, в чём там дело. Потому что иногда, когда предприниматель направляет нам письмо – это три листа эмоций. И конечно, мы запрашиваем документы, но помимо этого стараемся выяснить ситуацию на месте. Потому что не всегда предприниматель бывает прав. Да, конечно – проверка –это стресс для предпринимателя, да, возможно даже оштрафовали. Но юридически нарушений его прав нет. Потому что привлечение к административной ответственности само по себе – это не нарушение прав. Нарушение прав - это когда проверка или привлечение к ответственности произошло с нарушением предусмотренных законом процедур, с нарушением порядка.

Также общественные помощники помогают нам проводить опросы на местах, когда мы работаем по обсуждениям проектов законов. С помощью общественных помощников мы проводили круглые столы в муниципалитетах по подготовке предложений для моего ежегодного доклада и доклада Уполномоченного при Президенте РФ.

Сегодня институт Уполномоченного по сути действительно максимально открыт при работе с предпринимателями. Я не слышала ни одной жалобы, чтобы кто-то ко мне не мог попасть на прием, дозвониться в аппарат или ещё что-то. У нас постоянно работает телефон, на который может обратиться любой желающий. Кроме того, как я уже говорила, раз в неделю я веду личный приём предпринимателей. У меня есть страница в фейсбуке и кто-то этим пользуется, задают там вопросы. Вскоре у нас появится свой отдельный сайт. Сейчас можно зайти на нашу отдельную страницу на сайте администрации Приморского края www.primorsky.ru, где есть форма обращения, электронный адрес и другие контакты. Так что мы абсолютно открыты.

-Можно ли говорить, что претензии предпринимателей меняются, например, если сравнить 2013 и 2014 годы? С какими вопросами в целом обращаются к уполномоченному?

Если говорить конкретно об обращениях, то, следует отметить, что, во-первых, в этом году их стало больше. За 2013 год обращений было 235, в этом – уже более 270. За два года было 15 обращений по поводу незаконного, по мнению заявителей, возбуждения уголовных дел. 30 процентов поступивших за прошлый год обращений – обращения на действия или бездействия органов местного самоуправления. В этом году доля этих обращений увеличилась до 40 процентов. Этому есть объяснение, так как предприниматели по большей части взаимодействуют именно с органами местного самоуправления.

Также к проблемным вопросам можно отнести выделение земельных участков, особенно во Владивостоке. По прошлому году 38 процентов рассмотренных обращений были решены в пользу предпринимателей. Пять субъектов предпринимательской деятельности с нашей помощью смогли получить земельные участки. После вмешательства уполномоченного был принят ряд нормативных актов. Так, например, по жалобе из Уссурийска, где была проблема по размещению рекламных конструкций. Мы изучили нормативную базу и установили, что не хватает нормативного акта, который бы регламентировал снос незаконных рекламных конструкций. За счёт этого рынок, что называется, стал «серым» или «грязным», то есть рядом стояли официальные и неофициальные рекламные стенды. Добросовестные предприниматели вынуждены были работать в неравной конкурентной среде и обратились к нам, чтобы мы помогли урегулировать этот вопрос.

Также по нашей рекомендации были внесены поправки в муниципальную программу развития предпринимательства Яковлевского района, после чего были восстановлены права предпринимателя на получение финансовой поддержки.

В Лесозаводске была многолетняя проблема, связанная с отсутствием равного доступа компаний в сфере автобусных внутригородских пассажирских перевозок. Ранее у них контракты заключались по желанию главы. То есть глава с кем захотел, с тем контракт и заключил. Конечно, это было неправильно, другие перевозчики не могли попасть в этот бизнес. И только после выборов нового руководства округа и администрации стал возможен конструктивный диалог по решению данной проблемы. В результате совместных действий Уполномоченного, администрации и Думы округа, прокуратуры приняты соответствующие нормативные акты по организации пассажирских перевозок. Сегодня уже проведены торги, и предприниматели в конкурентных условиях получают право на осуществление этих перевозок.

Если вообще сравнивать 2013 и 2014 годы, то в прошлом году было больше, мне кажется, частных жалоб, проблем конкретного предпринимателя. В этом году очень много жалоб, затрагивающих именно системные проблемы.

Мы работали в этом году с лесопромышленниками – у них появилась проблема с получением разрешения на экспорт дуба монгольского и ясеня маньчжурского. Согласно постановлению правительства, раньше разрешение на экспорт было необходимо получать в Москве. Несмотря на то, что две трети мест произрастания этих видов древесины – Приморский край. В результате совместной работы регионального Уполномоченного и ассоциации ПАЛЭКС, при содействии Уполномоченного при Президенте Бориса Титова, сейчас эти разрешения можно получить в Хабаровске.

-Сейчас в России сложилась довольно неоднозначная ситуация, многие её уже называют кризисной. Активно падает рубль, растут цены на многие товары общего потребления, дорожает бензин. По-вашему, можно ли это назвать кризисом? И что бы вы посоветовали приморским предпринимателям делать в сложившейся ситуации?

Конечно, ситуация не самая лучшая, ведь для предпринимателя всегда важна стабильность. Более комфортно работать, когда имеешь возможность планировать свой бизнес. А в данной ситуации это, конечно, не всегда возможно. Что посоветовать? Больше работать. Наши предприниматели люди предприимчивые, активные, талантливые, приморские – активны вдвойне. Поэтому, думаю, что они обязательно справятся с этой ситуацией, найдут в кризисное время новые возможности. Ведь кризисные ситуации всегда разными людьми воспринимаются по-разному. И если человек действительно активный и предприимчивый, то он постарается извлечь выгоду из любой ситуации. Ведь известно, что наполовину наполненный стакан для кого-то наполовину пустой, для кого-то - наполовину полный.

И если вспомнить кризис 1998 года, он действительно был показательным. Ведь до 1998 года продовольственные товары в магазинах были на 90 процентов импортными. И именно после этого кризиса у нас начала развиваться, в частности, в Приморском крае, пищевая промышленность. И у нас сейчас в магазинах совершенно обратная ситуация. В достатке местной мясной, молочной продукции

Хочется, конечно, надеяться, что вскоре это закончится. Но в любом случае, предприниматель, имеющий бизнес, он не должен впадать в пессимизм, он должен искать выход. Прежде всего, надо посмотреть на свои издержки. И предприниматель в кризисных ситуациях всегда первым делом обращает внимание на это. А власть должна им в этом помочь, ну или хотя бы не усугублять ситуацию.

Потому что, к сожалению, в последние годы предпринимательские непроизводственные издержки росли быстрыми темпами за счет введения все новых и новых требований, исполнение которых влекло дополнительные финансовые затраты, многократно выросли административные штрафы. Во время встречи уполномоченных с Президентом РФ в своем выступлении я говорила о том, что в нынешней кризисной ситуации необходимо снизить административные штрафы для малого бизнеса хотя бы в два раза.

Приморский бизнес всегда отличался своей самостоятельностью, активностью. Я думаю, что они однозначно справятся.

Единственное, что важно – не надо мешать предпринимателям. Не мешать и дать людям спокойно работать, ведь это был основой смысл экономической части Послания Президента РФ В.В. Путина.

-Не менее актуальный вопрос для Приморья сейчас – это ТОРы. 22 декабря во втором чтении был принят законопроект о ТОРах. Однако первоначальный вариант документа вызвал активные споры в предпринимательской среде. На ваш взгляд, как появление ТОРов в результате скажется на приморском бизнесе?

Если говорить в целом о развитии Приморского края и Дальнего Востока и рассматривать ТОРы как пилотные проекты, то думаю, что это шанс для Приморья выяснить, как будет работать эта предложенная модель на территории края. Озабоченность приморского бизнеса здесь понятна, потому что некоторые положения первоначального законопроекта вызывали настороженность и волновали предпринимателей. Думаю, что это совершенно нормально, когда бизнес волнуется о своём будущем. И создаваемые модели должны работать на приморский бизнес, а не против него.

Во втором чтении должны были быть учтены поправки, которые, в том числе, представляли и мы и приморский бизнес. Уполномоченный Саха Якутии Айтолина Соколова участвовала в «нулевых слушаниях» в Общественной палате РФ и высказала мнение дальневосточных уполномоченных. У нас были по сути схожие предложения с нашим приморским бизнесом и с некоторыми из них были согласны наши приморские власти. Например, по неограниченному привлечению иностранной рабочей силы. Поэтому, я надеюсь, что поправки будут внесены и думаю, что это послужит важным трамплином для развития нашего региона.

Считаю недопустимым, если в ТОРе будет выпускаться та же продукция, которая выпускается нашими компаниями. В ТОРах должна выпускаться инновационная, импортозамещающая продукция. И если это действительно будет так, то думаю, это будет только плюсом Приморскому краю.

-Что бы вы хотели пожелать приморским предпринимателям в связи с наступлением Нового года?

2014 год был непростым, ожидается, что 2015 год будет не легче. Но, повторюсь, что наши приморские предприниматели народ активный и талантливый. И я надеюсь, что эта талантливость поможет им выстоять и использовать кризисную ситуацию для поиска новых возможностей. Бизнес уже привык создаваться и развиваться вопреки. И я желаю приморскому бизнесу не только сохранения, но и развития не смотря ни на что.

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Экономика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика