18+
6 декабря 2016, вторник
Важно
Приложения

Поставить всё на ТОР: Как в Приморье привлекают инвестиции


Почему ряд проектов пока остаётся только "на бумаге"

29 марта 2016, 19:37, Дейта.

Сегодня на Дальнем Востоке функционирует 12 территорий опережающего развития (ТОР). Всего на территориях зарегистрировано 110 резидентов. Общая сумма заявленных инвестиций – 442 миллиарда рублей. Запущено – 8 предприятий. Запуск остальных ожидается к 2017 году. Об этом вице-премьер, дальневосточный полпред Юрий Трутнев сообщил на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым. 

В Приморье на сегодняшний день официально запущено три ТОРа – «Надеждинский», «Михайловский» и «Большой Камень». ИА "Дейта" решило вспомнить, как же сложилась судьба остальных приморских площадок. 

Некоторые заявленные территории уже признаны проблемными – это, в первую очередь, ТОР «Остров Русский». Некоторые участки долгое время значились на бумаге, но на сегодняшний день их реализация приостановлена. Это ТОР «Зарубино» и ТОР «Суходол». ТОР «ВНХК» стал ТОР «Нефтехимический», якорным инвестором при этом по-прежнему остаётся «Роснефть». Последней озвученной площадкой стал ТОР «Дальнегорск». По информации приморских властей, заявка на создание территории направлена в правительство РФ. 

город.jpg

ТОР «Остров Русский»

Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития) на прошлой неделе предложило досрочно прекратить существование особой экономической зоны (ОЭЗ) на острове Русский. Причины такому решению нашлись достаточно веские – отсутствие на Русском достаточного количества туристов и ни одного подписанного соглашения с инвесторами за 3 года. Параллельно на острове планируется создание территории опережающего развития (ТОР), перспективы которой неясны. Как ранее сказал дальневосточный полпред Юрий Трутнев, «мы не хотим создавать территорию, которая не будет работать». По его словам, создание ТОРа необходимо обеспечить финансированием и планами предприятий, чего на данный момент нет.

Базой ТОРа «Остров Русский» должен был стать Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). По данным «Инвестиционного агентства» Приморского края за 2014 год, ТОР должен был включить в себя технопарк в сфере био- и нанотехнологий, морской биотехнопарк «Островной» и целый ряд научных объектов.

Одной из проблем, мешающих развитию острова, является отсутствие инфраструктуры. Главным образом - дорог. Строить дороги властям мешает то, что большая часть земель на Русском принадлежит Минобороны, которое не спешит расставаться с имуществом. А строить на земле, принадлежащей военным, ни городские, ни краевые власти, обязанные создавать инфраструктуру на ТОРах, не имеют права. 

ТОР «Зарубино» в Хасанском районе

Порт «Зарубино» находится в Хасанском районе Приморья и является одним из крупнейших портов края. Также входит в границы международного транспортного коридора (МТК) «Приморье-2». Инициатором создания в порту логистического центра в рамках ТОР выступала группа компаний «Сумма». На сегодняшний день «Сумма», со слов Юрия Трутнева, планирует стать резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ). Но в список 36 резидентов, утверждённых на последнем заседании наблюдательного совета СПВ, «Сумма» не вошла. Их заявка была рассмотрена ещё на самом первом заседании, но не была одобрена.

Очевидно, в обоих случаях речь идёт об одном и том же проекте. Судя по всему, "зайти" в ТОР компания не смогла. И теперь Зиявудин Магомедов, владелец ГК «Сумма», намерен провести реконструкцию порта «Зарубино» за счёт преференций режима Свободного порта.

Изначально на площадке ТОР «Зарубино» должен был быть налажен экспорт товаров из Японии, Китая, Южной Кореи в страны Средней Азии, Европу, Китай и в страны АТР. Сырьё с Дальнего Востока планировалось экспортировать в страны АТР. Также были намерения наладить сборочные производства и многое другое. Сумма заявленных инвестиций – 60 миллиардов рублей. При этом, возможность участия в проекте рассматривал и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)

ТОР "ВНХК" в Партизанском районе

В феврале Приморские власти подготовили проект заявки ТОРа «Нефтехимический». Судя по всему, производство на площадке развернёт компания «ВНХК», принадлежащая «Роснефти». Она была создана в 2011 году с целью создания в Приморье нефтехимического производства. С 2014 года компания вела работу по участию в ТОРе в Партизанском районе Приморья. Но с наступлением экономического кризиса реализация самого проекта затормозилась. Вплоть до начала 2016 года, когда стало известно о ТОРе «Нефтехимический», одним из инвесторов которого станет "ВНХК".

Первоначало на площадке ТОРа планировалось развитие производств по глубокой переработке углеводородного сырья и смежных отраслей: производство автокомпонентов, строительных материалов, медицинской и бытовой продукции и другое.

ТОР "Суходол" в Шкотовском районе

В Шкотовском районе Приморья, на территории бухты Суходол, на базе ТОР планировалось создание рыбного кластера. Перспективная идея осложнялась, в первую очередь, намерением АО ХК «СДС-Уголь» создать в Суходоле терминал по перевалке угля, но уже не на льготных условиях, предусмотренных режимом ТОР.

На сегодняшний день проект рыбного кластера решено перенести на полуостров Назимова на острове Русском. Судя по всему, там будет создан рыбопромышленный комплекс, включающий производственные объекты по рыбопереработке, портовая и транспортная инфраструктура и так далее.

Станет ли «СДС-Уголь» с угольным терминалом в Суходоле претендовать на статус резидента ТОР, пока неизвестно. Впрочем, перспективы самого проекта неясны. В результате корректировки программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», терминал остался без федерального финансирования. А по словам генерального директора ООО «Морской порт Суходол» Павла Колбасюка, реализация проекта без государственного участия невозможна.

ТОР «Дальнегорск»

В начале февраля краевые власти направили в правительство РФ заявку на создание ТОР «Дальнегорск». Главная цель создания площадки – дать возможность городу уйти от монопрофильности. Главной особенностью площадки является наличие на ней инфраструктуры. То есть власти в данном случае обязаны лишь предоставить налоговые и таможенные преференции.

дальнегорск.jpg

Владимир Миклушевский на совещании в Дальнегорске (ФОТО: АПК)

На сегодняшний день в Дальнегорск функционирует завод «Бор», который является градообразующим предприятием. В прошлом году стало известно о многомиллионных долгах на предприятии по зарплатам. На сегодняшний день все задолженности выплачены и завод функционирует. На предприятии оборудован полный технологический цикл – от добычи руды и ее обогащения до синтеза боропродуктов, таких как борная кислота различных марок, борат кальция, борный ангидрид, датолитовый концентрат. По данным департамента промышленности Приморского края, за февраль выпущено 7 845 тонн борной кислоты на сумму более 260 миллионов рублей. Это на 30 процентов больше, чем в январе.

ТОР Медведева

звезда.jpg

Последней площадкой, получившей одобрение федеральных властей, стал ТОР «Большой Камень». Причём с заявлением о необходимости присвоения городу статуса «ТОР» выступил лично премьер-министр Дмитрий Медведев во время своего декабрьского визита во Владивосток. Основным резидентом площадки станет судоверфь «Звезда», строительство которой идёт в Большом Камне.

Строительство судоверфи идёт уже больше пяти лет. В 2011 году президент Владимир Путин заявлял о том, что на территории Большого Камня будет построена судоверфь СП "Звезда-DSME" с привлечением южнокорейского капитала. Фактически, работы даже были начаты, но в итоге южнокорейская сторона вышла из проекта.

ТОР «Надеждинская»

Европласт.jpg

Завод "Европласт", первое производство, запущенное на ТОР "Надеждинская" (фото: АПК)

Площадка стала первым ТОРом, получившим одобрение правительства. Специализация площадки - логистика. Якорными инвесторами приморского ТОРа являются компании «Невада», «Инком-ДВ» и "Приморский кондитер". Под названием «Невада Опт» скрывается сеть супермаркетов «Самбери», которые разместят на площадке ТОРа оптовый склад.

 "ПК" в ближайшее время приостановит деятельность по решению суда. Пока что - на 14 дней. Причина закрытия фабрики – невыполнение требований «Ростехнадзора» по устранению недочетов в работе холодильно-компрессорного одного из участков.

«Инком ДВ» создаст транспортно-логистический комплекс «Южный Приморский Терминал» к 2020 году. Компания намерена вложить в реализацию проекта 8,5 миллиардов рублей. Управляющий партнер компании «Инком ДВ» Михаил Робканов сообщил ИА «Дейта», что все работы по созданию «сухого порта» идут по плану. «Компанией получена вся необходимая разрешительная документация на строительство. Мы занимаемся проектом и не видим каких-либо сложностей по ходу его реализации», - отметил Михаил Робканов.  

На территории "Надеждинской" заработал и первый резидент - завод "Европласт". Предприятие займётся производством ПЭТ-преформ и полимерных крышек, используемых в производстве пластиковых бутылок. В «Европласт» входят восемь заводов, расположенных в различных регионах России. В строительство завода в Приморье инвестировано более 350 миллионов рублей. После выхода предприятия на проектную мощность выпуск ПЭТ-преформ составит почти 500 миллионов штук в год, а полимерных крышек около 300 миллионов штук в год.

ТОР "Михайловская"

Также официально созданы  ТОР «Михайловская». Специализацией  площадки заявлено животноводство. Договора подписаны с тремя резидентами - «ХорольАгроХолдинг», «Мерси Трейд», «Русагро». «Мерси Трейд» реализует масштабный инвестиционный проект в сфере сельского хозяйства – строительство группы свинокомплексов производительностью до 540 тысяч голов в год. Объем капитальных вложений инвестора в проект составит более 20 миллиардов рублей. «ХорольАгроХолдинг» будет выращивать сою на 2 500 гектарах земли с урожайностью 10 центнеров с гектара. «Русагро» собирается инвестировать порядка 18 миллиардов рублей в создание свинокомплекса.

ФОТО: ИА "Дейта"

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:64.1563.92
EUR:68.4767.77
CNY:93.2292.84
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Экономика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика