18+
9 декабря 2016, пятница
Важно
Приложения

Стройки саммита АТЭС не кормят приморцев


Проведение в 2012 году во Владивостоке Саммита стран – членов АТЭС вызывает массу споров и неоднозначных суждений.

29 июня 2010, 09:47, Дейта. Масштабы капиталовложений просто поражают – ни одна страна региона не тратила на подготовку к Саммиту АТЭС столько денег, а тем более в условиях кризиса.

Например, столица штата Гавайи Гонолулу активно готовится к проведению саммита АТЭС 2011 года. Общие расходы на подготовку и проведение составят 28 миллионов долларов США. При этом основная фискальная нагрузка ложится на городские власти, федеральные средства пойдут только на обеспечение статьи «безопасность».  Для сравнения, саммит АТЭС 2009 года обошелся Сингапуру в $70 млн., а Йокогама намерена потратить на саммит 2010 года  $150 млн.

А для подготовки к саммиту АТЭС 2012 г. в рамках ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» была разработана и утверждена подпрограмма «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР». Её финансирование до 2012 года составляет 284 миллиарда рублей, из них 202 миллиарда — федеральный бюджет, 17 миллиардов — краевой бюджет, 65 миллиардов панируется привлечь частных инвестиций.

Иными словами, на проведение Саммита на острове Русский, планируется израсходовать порядка 9 миллиардов долларов!  Разумеется, эти деньги предназначены для того, чтобы дать импульс развитию нашей окраины, но потрачены они будет, в основном, на строительство различных объектов, безусловно необходимых.  Но вот вопрос: насколько востребован на стройках АТЭС приморский бизнес?

Система распределения подрядов на строительство вызывает определенные вопросы.  Так, характерным примером можно считать выбор подрядчика на реконструкцию аэропорта «Владивосток» (7,5 млрд рублей), которым стало ООО «Корпорация Инжтрансстрой», генеральным директором и совладельцем которой является Ефим Басин, бывший с 1992-го по 1999 год министром строительства России, а ранее занимавший крупные посты в строительной отрасли.  Эта корпорация также участвует в реконструкции аэродрома в Сочи к Олимпиаде 2014 года (2,5 млрд рублей).  Примечательно, российское издание «Форбс» полагает, что условия конкурсов в обоих случаях были таковы, что выиграть гарантированно подряды могла только «Корпорация Инжтрансстрой» — соперников у нее не было. Заказчики, стремясь сузить количество участников тендера, ставят ограничения в условиях подачи конкурсной документации, что приводит к «передергиванию условий».  Как пример вскрытие конвертов на прошлогоднем конкурсе по реконструкции аэродрома во Владивостоке (бюджет 7,5 млрд рублей) состоялось 6 ноября, причем, судя по конкурсной документации, работы нужно было выполнить до конца года. «В ноябре вести работы уже практически невозможно», — негодует один из участников рынка. Анатолий Гусев, пресс-секретарь «Корпорации Инжтрансстрой», выигравшей конкурс по Владивостоку, отказался от комментариев. Запрос, отправленный Forbes в Росавиацию, остался без ответа.

Но и этого «Инжтрансстрою» оказалось мало.  В дополнение к аэропорту и реконструкции скоростной дороги «Владивосток-Находка-Восточный» корпорация также добилась получения подряда на реконструкцию главной автомобильной магистрали Владивостока от станции Санаторная до моста через бухту Золотой рог.  Тем самым москвичи получили еще 2,3 миллиарда рублей.  Неплохой заработок, не правда ли? 

Ситуация такова, что компания господина Басина теперь может жить спокойно и не опасаться серьезной конкуренции.  Удивительно, но факт – согласно принятым Государственной Думой в мае в первом чтении поправкам к Градостроительному кодексу, теперь все саморегулируемые организации, выдающие допуски к строительным работам, будут контролироваться Национальным объединением строителей.  Угадайте, кто возглавляет эту структуру? Правильно, генеральный директор «Инжтрансстроя» Ефим Басин. 

Помимо этой компании, еще два генподрядчика будущих объектов саммита АТЭС были определены правительством РФ на безальтернативной основе – ОАО УСК «Мост», возводящее мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский, и ЗАО «Крокус-интернешнл», которому достались объекты будущего Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русском.  Что касается УСК «Мост», то, как отмечает «Независимая газета», она оказалась «единственной, кто согласился за рекордный срок возвести переход на остров Русский, иностранные компании с дистанции сошли, узнав график выполнения работ». В Китае подобный сложнейший объект строили 54 месяца, «Мост» же планирует уложиться в 43 месяца. У местной дирекции Росстроя нет сомнений, что мост будет построен и при этом не пострадает качество.  Правда, потом возник небольшой казус – в плане строительства, как выяснилось, не были заложены расходы на технадзор, но ведь это же такие мелочи! Подумаешь, забыли предусмотреть, добавим, вот только смету надо увеличить.  А если нельзя увеличить, то и так обойдемся, строим же у всех навиду.  Вот только уедет «Мост» и оставит нам неизвестно как построенный мост. Который вдруг может исполнить джигу, как мост в Волгограде (видео тут).

Примечательно, что, по неофициальным оценкам, «Мост» поделил тендеры на строительство двух мостов во Владивостоке с «Тихоокеанской мостостроительной компанией», которой на практически безальтернативной основе и достался заказ на строительство моста через пролив Босфор Восточный на остров Русский стоимостью 17,9 млрд. руб.

Таким образом, можно говорить, что местные приморские компании без работы тоже не остались, хотя и не в тех масштабах.  Так, реконструкцией шоссе «Аэропорт «Кневичи» – федеральная автомобильная дорога Хабаровск–Владивосток» займется ОАО «Примавтодор» (Владивосток), а ЗАО «Дальневосточная промышленно-строительная компания» будет прокладывать водовод от водохранилища «Пушкинская депрессия». Стоимость только первой очереди объекта – 6,7 млрд. руб.  Но в целом, приморские строители выражают недовольство масштабами своего участия в освоении средств, выделенных на подготовку к Саммиту АТЭС.  Ведь по сути, большая часть крупнейших объектов досталась компаниям не из Приморья.  И заявления первого вице0премьера Игоря Шувалова о том, что раз эта стройка – дело федеральное, то и зарабатывать на ней должный фирмы со всей страны, не впечатляют ни приморский бизнес, ни владивостокские власти.  Ведь до сих пор еще существует проблема с перечислением иногородними компаниями налогов в местный бюджет, да и количество работающих на стройках АТЭС гастарбайтеров и объем их реальных зарплат, с которых должны делаться налоговые отчисления, до сих пор никто не может точно назвать – по документам выходят одни цифры, а на практике, по оценкам самих же работников, совсем другие. 

Таким образом, вместо хорошего куска «атэсовского» пирога приморцам приходится довольствоваться крошками от него. 

Александр Тимофеев, эксперт Дальневосточного центра политических исследований

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9163.39
EUR:68.5068.25
CNY:92.8392.14
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Экономика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика