18+
10 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения
ЭкономикаПриморский край29 октября 2014, 17:07печать

Максим Кривелевич: Законопроект о ТОРах - реализация идеи президента сомнительными тактиками


Эксперт объяснил, почему хорошая идея может обратиться великим бедствием для Дальнего Востока

29 октября 2014, 17:07, Дейта. Обсуждение скандально известного законопроекта о территориях опережающего развития набирает обороты. Эксперты, представители власти и бизнес-сообщества уже провели не один круглый стол по проблемам и направили резолюцию в адрес президента Опоры России, члена Центрального штаба Общероссийского народного фронта, секретаря Общественной палаты РФ Александра Бречалова. Корреспонденты ИА «Дейта» пообщались с одним из участников важного мероприятия – кандидатом экономических наук, преподавателем Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максимом Кривелевичем и узнали его мнение о принятии громкого законопроекта.

Максим Евсеевич, хотелось бы узнать Ваше мнение о мероприятии и о законопроекте в целом.

Мероприятие более чем серьезное, вопросы рассматриваются судьбоносные для каждого из присутствующих и, в целом, для всех жителей Приморского края. Вопросы касаются непосредственных перспектив социально-экономического развития Приморского края в свете изменений государственной политики по развитию Дальнего Востока. В частности, активно сейчас обсуждаются идеи территории опережающего развития. Если сейчас не вмешаться, то нынешний проект станет законом. Проект этот весьма неоднозначен и сочетает в себе положительную и очень важную, высказанную президентом, идею опережающего развития Дальнего Востока с крайне сомнительными тактиками. 

Территория опережающего развития есть только в самом названии документа. По сути, речь идет о проектах опережающего развития – это именно тот повод, по которому мы здесь собрались. Необходимо обосновать, необходимо доказать, необходимо донести наше мнение относительно того, что нужно развивать не отдельные некие проекты и не в интересах иностранной рабочей силы, а нужно развивать территорию комплексно так, чтобы это был не новый Детройт, а новый Сингапур. Так, чтобы это был богатый город богатых и успешных людей, чтобы повышать капитализацию человеческого капитала, чтобы выравнивать демографическую и социально-экономическую ситуацию в целом по Приморскому краю.

Приморский край – особенный, его нельзя развивать так, как можно развивать отдельные отдаленные северные территории. Мы не живем здесь вахтовым методом. Мы не приезжаем сюда для того, чтобы копать золото или добывать нефть. Приморский край развивался в условиях фактически некой экономической блокады: в 90-е годы государство самоустранилось от развития Дальнего Востока, и тогда местные бизнесмены сами, собственными силами, сумели сохранить рабочие места, сумели настроить новые виды деятельности, сумели дать территории новую жизнь. Нам бы очень не хотелось, чтобы сейчас одним росчерком пера все те усилия, все результаты, все те лучшие практики, которые уже имеют место в крае, были перечеркнуты, и вместо проектов транспорта, проектов связи, которые приносят самую большую долю агрегированной прибыли на территорию, появились какие-то сборочные производства, которые без государственной дотации просто не выживут. Нам не нужно, чтобы местное население было вынуждено уезжать в Москву, а к этому сейчас есть все условия: и экономические, и социальные, потому что продав квартиру во Владивостоке, можно купить в центре России себе дом. И если здесь появляются производства, с которыми человек себя не ассоциирует, если здесь появляются трудовые мигранты, если здесь усложняется доступ к объектам социальной инфраструктуры, то у человека есть мотив и возможность уехать. Нам бы очень хотелось, чтобы мы смогли избежать всех этих сложностей, чтобы решения в области развития именно Приморского края были скорректированы с учетом пожеланий жителей, научного сообщества, бизнес-сообщества. Здесь я призываю не преуменьшать роль бизнесменов. Действительно, мы – ученые – имеем долгоиграющий план развития территории, но реализовывать их на местности будут бизнесмены. Если бизнесмен говорит: «Нет, мне это не нужно и мне это неудобно», то никто его не заставит. Только консолидированная воля бизнесменов приводит к новому бизнесу, новым успехам, к новым богатым людям. Наша финальная цель – добиться такого развития территории, чтобы Приморский край был комфортной территорией для проживания богатого местного населения.

Вы затронули тему трудовых мигрантов. По Вашему мнению, ТОРы – это прекрасная лазейка для них?

Лазейка предполагает некий побочный эффект – хотели как лучше, получилось, как всегда. На самом деле, в существующей редакции, и как постоянно подчеркивает Министерство, эта редакция – не последняя, а фактически привлечение сюда трудовых мигрантов из стран с очень низким уровнем жизни является не побочным эффектом, а основной задачей. То есть, они создают те рабочие места, на которые мы с вами не пойдем. Дальневосточники, особенно приморцы, - это люди, привыкшие работать в неком сервисном бизнесе: внешнеторговая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, финансовая деятельность, образование, здравоохранение, государственное управление, отдельные наукоемкие проекты – и они не пойдут на автозавод для того, чтобы там крутить гайки. У нас сейчас по официальным данным Департамента экономики напряженность рынка труда – 0.2. Это означает, что на каждые 10 вакансий у нас есть 2 человека, которые ищут работу. То есть, если будут создавать эти искусственно навязываемые нам проекты в рамках территорий опережающего развития, то для них привозная рабочая сила, дешевая, низкоквалифицированная, из другой социоэкономической среды является не побочным эффектом, а важным условием.

То есть это основная задача?

Да. Тогда нам станет здесь очень некомфортно. Ни коим образом я здесь не учитываю никакие моменты, связанные с национализмом или с какой-то напряженностью по религиозным или национальным признакам – этим пусть занимаются те, кому по долгу службы положено, я говорю о другом. У нас очереди в детские сады. У нас сложно попасть в высококлассные учреждения образования и здравоохранения. Привлечение сюда трудовых мигрантов в тех максимальных объемах, которых это требуется для достижения цели по привлечению ВРП, поставленных перед ТОРами, приведет к тому, что в детский сад будет не попасть. Наши традиционные семьи - это семьи с достаточно высоким уровнем образования, достаточно высоким уровнем достатка, в них мало детей. Вы не можете иметь два высших образования, работать на двух работах и при этом позволить себе иметь 7 детей. Трудовые мигранты не имеют этого социального лифта. Им не нужно получать образование, второе образование, находить вторую работу, им ничто не мешает заводить пять детей, и все это ложится бременем на подушевное финансирование. Привезти сюда 50 тысяч человек можно одним указом. Построить для их детей детские сады – на это нужно время. То есть даже при гигантском и неограниченном финансировании на развитие социальной инфраструктуры, которое никто не обещает: жилье, детские сады, больницы – это все не создается за один день. И в этой связи я не вижу потребности в избыточной трудовой миграции на территорию Приморского края, потому что несмотря на однозначные преимущества, которые она несет, сумма недостатков непозволительно велика.

Напомним, законопроект о ТОРах был подан на рассмотрение депутатов Госдумы РФ 15 октября 2014 года. И тут же вызвал обеспокоенность со стороны бизнес-сообщества. Претензии вызывают как непосредственно сам документ, в котором отсутствуют показатели по притоку инвестиций, налогообороту и прочим. Настороженное отношение вызывали ТОРы и задолго до появление законопроекта. Так премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе совещания по вопросам опережающего развития Дальнего Востока в июле 2014 года высказал точку зрения, что при неправильном подходе ТОРы могут стать «худшим воплощением инвестиционной политики на Дальнем Востоке».

Загрузка плеера
ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.3963.30
EUR:68.2567.21
CNY:92.1491.74
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Экономика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика