18+
10 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения

Кризис не сдвинул приморскую экономику с места


За 2009 год существенных изменений не произошло

30 января 2010, 08:50, Дейта. Начало кризиса в России в конце 2008 года вызвало активные дискуссии о том, какие изменения произойдут в хозяйстве страны и ее регионов в 2009. Многие эксперты предсказывали общее падение, коллапс и безработицу. Другие полагали, что кризисные явления начнут перестройку отечественной экономики, и спровоцируют переход от сырьевой зависимости к инновациям. Позиции вторых подкреплялись курсом руководства страны, которое неоднократно говорило о необходимой модернизации хозяйственной сферы. Но, как показал минувший год, похоже, технической революции не произошло ни в регионах, ни в стране в целом. Как же изменилась экономика Приморья за кризисный прошлый год? Радикальных изменений она не претерпела. Согласно статистике Росстата, рецессия затронула ряд отраслей региона, но о каких-то глобальных процессах говорить пока рано. В целом 2009 год прошел для региона спокойно.

Стали богаче на 19 рублей

Несмотря на то, что СМИ предсказывали падение доходов населения в Приморье из-за кризисных явлений в российской экономике и «краха» торговли иномарками, доходы жителей Приморья не снизились. Согласно данным Приморскстата, с января по ноябрь 2009 жители края смогли заработать 316,3 млрд. рублей. В расчете на душу населения это составило 14,5 тыс. рублей в месяц, что несколько выше уровня прошлого года. Из заработанных денег жители края каждый десятый рубль отдали государству в виде налогов и сборов (9,7%), 70% было потрачено на оплату товаров и услуг. Средняя зарплата в Приморье составила 19,1 тыс. рублей. По сравнению с прошлым годом она выросла на 13,6%. Но, с учетом инфляции, реальный средний заработок приморца вырос всего на 0,1% (19,1 рубля).
По-прежнему в регионе больше всех зарабатывают сотрудники организаций воздушного транспорта (в среднем около 40 тыс. рублей в месяц), а также финансового сектора и научных разработок (около 30 тыс.). Меньше других получают работники реального производства - сельского хозяйства и промышленности. Уровень безработицы в течение года колебался, но оставался на среднем для Дальнего Востока и России уровне. На конец года он составил 9,3% по методике Международной организации труда.
Темпы роста цен в крае остаются на уровне несколько выше среднероссийского. С начала 2009 года инфляция в Приморье составила 9,5% (на 0,7% больше, чем средний по стране показатель). Больше всего (на 10,6%) подорожали непродовольственные товары - одежда, лекарства, товары гигиены. Продовольствие выросло в цене на 8,8%, тарифы на услуги выросли на 9,9%. Нефтепродукты дорожают незначительно - всего на 3,3% с начала года.

По-прежнему рубим лес и копаем уголь

За 2009 год промышленное производство Приморского края, отвечая общероссийским тенденциям, сократилось. Снижение составило 6,9%. Больше всего пострадали крупные предприятия - объемы производства на них упали на 9,2%. Каких-либо структурных «сдвигов» не произошло. По-прежнему «локомотивом приморской экономики» остается добыча сырья - несмотря на кризис, добыча полезных ископаемых выросла на 15,8%, древесины и производных из нее - на 6%. Обрабатывающая промышленность, напротив, показала темпы падения в 9,9%.
Кризис ударил и по такой профильной отрасли Приморья, как транспорт. В январе-ноябре транспортники края перевезли 60,5 млн. тонн, что на 14,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем перевозок железнодорожным транспортом упал на 29,7% и составил 11,6 млн. тонн, автомобильным снизился на 12,1% (43,9 млн. тонн), морским, напротив, возрос до 5 млн. тонн (увеличился на 9,2%). По словам директора Владивостокского филиала ОАО «Первая грузовая компания» Виктора ОСИПОВА, в прошлом году рынок транспортных перевозок Приморья был нестабилен. С одной стороны, виной тому можно считать последствия экономического кризиса, приведшего к снижению уровня производства в регионе и в стране в целом.
Конечно, роль играет и низкий уровень развития собственного производства в регионе. В настоящий момент в структуре грузоперевозок на территории Приморья наибольшие объемы приходятся на сырьевые виды грузов, такие, как уголь и лес. Сократился импорт, особенно объем перевозок автомобилей по железной дороге.
Во время кризиса приморцы стали меньше тратить на товары и услуги. Так, объемы розничной торговли сократились на 3,3% и составили 149,9 млрд. рублей. Около 12% товаров жители края по-прежнему приобретают на рынках. Произошло и сокращение объемов торговли между организациями - объемы оптовой торговли составили 253,8 млрд. рублей, что меньше объемов 2008 года на 9,4%. Как сообщил РИА «Дейта» директор маркетингового отдела одной из крупных торговых сетей Владивостока, торговые предприятия на самом деле ощутили значительное падение объемов реализации. Сокращение началось в январе 2009. Весной, когда предприятия стали проводить так называемую оптимизацию персонала, покупательская способность и потребительский спрос упали еще больше. К концу 2009 ситуация стабилизировалась.

Себя накормить до сих пор не можем

На продукты питания приморцы тратят основную часть своих расходов на товары и услуги - 46%, что показывает, что население края по-прежнему живет «не богато». Для развитых стран этот показатель составляет 10-15%. Приморье по-прежнему остается регионом, зависимым от ввоза продуктов питания из других субъектов России или из-за рубежа. Так, жители края приобрели продуктов питания на 70 млрд. рублей, в то время как на территории Приморья их было произведено только на 20 млрд. (35% от потребленных). Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо как минимум 60%. Однако, есть и положительная тенденция. За 2009 год производство продуктов питания в Приморье выросло на 7,6%. По словам экспертов, рост связан с повышением конкурентоспособности приморских продуктов питания по отношению к иностранным из-за падения курса рубля в начале года.
Основная экспортная отрасль региона - рыбодобыча и рыбообработка также почувствовала на себе «дыхание кризиса». Приморские рыбаки смогли повысить объемы добычи и экспорта рыбы (было вывезено 264,4 тыс. тонн, рост составил 6,2%), что объясняется рекордным выловом лососевых во время сезонной путины. Но картину испортило снижение спроса и падение цен на рыбопродукцию на рынках стран АТР (стоимость экспорта составила 418 млн. долларов США, сокращение на 4,6%). Основным импортерами приморской рыбы по-прежнему остаются Китай (35,2%) и Республика Корея (24,3%).

Строительство спасается мечтами о Саммите АТЭС

Если верить цифрам статистики Приморскстата, строительство в Приморском крае активно развивается. Объем работ, проведенных по статье строительство, составил 41,3 млрд. рублей, что выше уровня прошлого года на 19,5%. Однако, большая часть этих работ произведена по программам подготовки к Саммиту АТЭС. Похожая ситуация наблюдается и в инвестиционной сфере. На развитие экономики и социальной сферы в крае из различных источников с начала года было направлено 102,7 млрд. рублей. Объем инвестиций, по сравнению с 2008 годом, вырос в 2,1 раза. В то же время, инвестиции, направленные на финансирования проектов Саммита АТЭС, составили около 80 млрд. рублей - две третьих всех вложений. Таким, образом, основной поток средств в Приморье в настоящий момент направляется из федеральных источников.
Таким образом, в экономике Приморского края в 2009 году практически ничего не поменялось. Регион остается дотационным, что только усилилось кризисом и уничтожением нескольких внешнеторговых отраслей, таких как импорт автомобилей. Несмотря на помощь государства, продовольственная безопасность края не обеспечена, а население большую часть своих доходов тратит на дорожающие продукты питания. Основой хозяйства региона остается добыча и экспорт сырья, а также водных биоресурсов. Торговля, немного пострадавшая от кризиса, однако, прочно стоит «на ногах». Но на этих отраслях экономика развиваться не может. Остается только надеется, что хозяйство края «поднимет» общая волна модернизации, о которой так многозначительно говорят Правительство и Президент России.

ЭПИ "Дейта"
КОММЕНТАРИИ
  • Кот-бегемот21:30, 25 Января 2010
    типа, русская недвижимость.
  • Primorskiy21:56, 25 Января 2010
    "не сдвинул приморскую экономику" а двигать то и нечего! : - )
  • Proxor00:16, 26 Января 2010
    да, ребята, вы все правы. можно только говорить об "импотенции" приморской каномики. . .
  • рома00:45, 3 Февраля 2010
    негде нет кризиса в мире, только в этой ебаной россии
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Анонимно
 
Авторизовано
ВойтиРегистрация
 
Другие
Внимание!
В комментариях не допускается размещение сообщений, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Редакция РИА «Дейта» предупреждает: в случае появления на сайте информационного агентства Ваших комментариев подобной направленности, Ваш IP-адрес может быть передан в правоохранительные органы. Также просим Вас воздержаться от использования нецензурной лексики, оскорблений, сообщений, содержащих заведомо ложную информацию и клевету, - в противном случае Ваш комментарий будет удален.
Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.3963.30
EUR:68.2567.21
CNY:92.1491.74
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Экономика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика