Мне не нужен ГЛОНАСС

Федеральная антимонопольная служба России выдала предупреждение Росаккредитации об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства, сообщает «Deita.ru». 

В официальном сообщении, опубликованном на сайте ведомства, говорится о поступивших в ее адрес множественных обращений граждан и организаций с жалобами на действия Росаккредитации, АО «ГЛОНАСС» и его агентов ООО «Сумотори-Авто», ООО «Волтон Менеджмент Рус».

Далее ФАС напоминает о вступлении в силу с 1 января 2017 года изменений в Федеральный закон «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Согласно которому все ввозимые на территорию Российской Федерации автомобили (в том числе подержанные) должны оснащаться устройствами вызова экстренных оперативных служб. При этом, как признает антимонопольная служба законом не урегулирован порядок действий граждан, ввозящих в Россию подержанные автомобили. А новые автомобили (ввозимые и производящиеся на территории Российской Федерации) комплектуются таким устройством с завода.

Тем самым ФАС подтверждает уже ставшую прописной истину - установка системы и устройства ЭРА ГЛОНАСС должна производиться строго в заводских условиях.

Правовыми основаниями для оборудования автомобилей системами и устройствами вызова экстренных служб являются глава 5 Техрегламента, ФЗ № 395 (статья 8) и постановление правительства №557.  Других законов у нас для вас нет.

«В связи с чем «АО «ГЛОНАСС», - обращает внимание ведомство -, как оператор этой системы, разработало и разместило на своем сайте так называемый временный порядок, где пошагово перечислены действия, которые гражданам необходимо совершить, чтобы оснастить автомобиль таким устройством и получить в таможенных органах паспорт транспортного средства»

Еще раз - «разработало и разместило на своем сайте». То есть ФАС не отрицает -  юридического обоснования предложенного оператором «порядка» не существует.

Само применение предложенной оператором системы «временного порядка оборудования подержанных иномарок системой вызова экстренных служб» у экспертов в области автомобильного законодательства ничего кроме недоумения не вызывает. Такой процедуры нет ни в федеральном, ни в региональном, ни в иных нормативно-правовых актах. Да чего уж там, придуманный АО ГЛОНАСС «неписанный свод правил», существует только в виртуальном пространстве — на официальном сайте оператора. Документального подтверждения «временного порядка» не обнаружено.

Частная коммерческая структура обязывает федеральные ведомства исполнять предложенный ею же порядок. Более того придуманное коммерсантами соглашение является правилом, обязательным к исполнению и для автомобилистов.

«Во временном порядке указано, что устройство необходимо приобрести у АО «ГЛОНАСС» или у одного из его агентов. Договор купли-продажи устройства необходимо предоставить в испытательную лабораторию для получения свидетельства безопасности конструкции транспортного средства. Это свидетельство предоставляется в таможенные органы, и только после этого гражданин может получить паспорт транспортного средства» - продолжает ФАС.

Также требование о необходимости предоставить в испытательную лабораторию копию договора купли-продажи устройства у одного из агентов содержится на сайте Росаккредитации.

В требовании «приобретать только у ГЛОНАСС» ФАС углядела нарушение антимонопольного законодательства. Поскольку в законе отсутствует запрет или ограничение на производство или продажу устройств, либо требование о получении лицензии (иного согласия АО «ГЛОНАСС») на производство или продажу устройств. Осуществлять деятельность по производству или продаже устройств может неограниченный круг лиц.

Таким образом, ФАС России пришла к выводу, что Росаккредитация, разместив на своем сайте требование о приобретении устройства у одного из агентов АО «ГЛОНАСС», установила для приобретателей устройств ограничение выбора организаций, у которых устройство можно приобрести.

Согласно предупреждению Росаккредитации необходимо до 11 августа 2017 года исключить из сообщения на сайте информацию о необходимости приобретать устройства только у агентов АО «ГЛОНАСС».

С одной стороны, ФАС запретила оператору обязывать автомобилистов к приобретению кнопок только у «своих». При этом реальность говорит нам об обратном – до недавнего времени официально «кнопку» можно было приобрести только у двух агентов. Вышеупомянутых ООО «Сумотори-Авто» и ООО «Волтон Менеджмент Рус». Однако в середине июля стало известно о расторжении договора на установку модулей с одним из двух оставшихся - компанией "Сумотори-Авто". При этом сузив выбор до одного, никакой альтернативы АО ГЛОНАСС не предложило. Фактически АО ГЛОНАСС передало все полномочия по установке модулей одной компании, на все Приморье. Не смотря на неоднократные заявления оператора о создании конкурентной среды и недопущении монополии на рынке ЭРА-ГЛОНАСС, все условия для ее процветания были созданы.

Только вот зачистка поляны агентов проблемы ЭРА-ГЛОНАСС ни сколько не решило. Очереди на получение модуля не видно конца и края. На складах встало почти 9 000 автомобилей, ввезенных после 15 февраля 2017 года, до сих пор не получивших ПТС. Всего же право заполучить обязательную «кнопку» в Приморье ожидает порядка 18 тысяч автомобилей.  Как в данных условиях ликвидировать образовавшийся дефицит, по всей видимости, известно лишь одному ГЛОНАСС. Только цена обещаниям последнего приморским автомобилистам уже хорошо знакома. Все проблемы, обозначенные оператором сперва как временные, становятся постоянными - от порядка установки до нехватки "кнопок". С уходом "Сумотори" добавился образовавшийся дефицит установочных мастерских.

ЭРА-ГЛОНАСС сегодня это - люди по полгода ждущие купленные автомобили; кнопки, постоянно дающие сбой; бесконечный дефицит и спекуляции и малоубедительные доводы о чудесно спасенных людях.  

Проблем масса, но что делает АО ГЛОНАСС – оператор, а значит основной выгодоприобретатель реализации «чудо-устройства»? Наращивает объемы поставок? Увеличивает количество агентов, производящих установку ЭРА-ГЛОНАСС? Создает внятную и прозрачную очередь? В конце-концов, приводит в норму не соответствующий российскому законодательству "временный порядок"? Нет, вместо этого он просто расторгает договор с еще одним агентом..  Да здравствует монополия!

В данном факте редакция просит разобраться Антимонопольную службу. Куда направлен соответствующий официальный запрос от «Deita.ru». 

Андрей Горюнов