Тимченко
Источник изображения: Деловая Россия

Приморское региональное отделение «Деловой России» в рамках своей деятельности проанализировало влияние современного предпринимательского сообщества на патриотизм в среде современного населения. Своим видением ситуации с РИА «Дейта» поделился лидер приморских «делороссов» Алексей Тимченко

- Алексей Павлович, проблема патриотизма сегодня – достаточно распространенная тема для обсуждения. «Деловая Россия» решила изучить роль и возможности предпринимателей в этом вопросе?

- Да, Вы правы. Сегодня, кстати, мы как раз находимся между двумя государственными праздниками, напрямую связанными с проблематикой патриотизма – Днем народного единства и Днем Конституции. И результаты нашей работы на уровне регионального отделения как раз показывают, что предпринимательское сообщество как класс созидателей напрямую связано с формированием патриотических настроений у населения. Более того – в современном информационном обществе это влияние становится все более значимым, так как результат труда «людей дела» касается всех и, соответственно, формирует общественное мнение…

- Ведь патриотизм – это любовь к своей Родине, к ее истории?

- Да. И не только к истории, а и к современности, и к будущему – каждый истинный патриот должен стараться так построить свою жизнь, чтобы принести максимальную пользу для своего Отечества. Сегодня мы много говорим о военно-патриотической составляющей нашей истории, о тех великих войнах и событиях, в которых выстоял наш народ. Во всех них представители предпринимательства – торговли, производства и других сфер, в зависимости от конкретного исторического этапа – как и все другие граждане страны, представители других профессий, активно участвовали и внесли свою лепту. Но мы, конечно же, говорим о роли предпринимателей в мирное время. И вот тут целый пласт нашей обыденной жизни оказывается напрямую связанным с предпринимательской активностью и ответственностью. Давайте задумаемся о том, за что и почему граждане любят свою страну помимо военных побед, суверенитета и других подобных известных «военно-политических» составляющих?

- Наверное за чувство единения, за гражданскую общность и сознание?

- Вот-вот. Давайте отдадим себе отчет, что Родина – это единение населения, чувство гордости за свою страну. А гордость эта, в том числе, связана с результатами предпринимательского труда. Это качество и количество отечественных товаров и услуг, это уровень развития экономики и хозяйства, это качество и комфорт жизни граждан. Далеко ходить не надо – все мы любим Владивосток как свой родной город, который имеет ярко выраженный исторический центр и средовую застройку из памятников истории и культуры. В значительной степени это – результат работы купцов и предпринимателей в конце 19 – начале 20 века, которые вели здесь бизнес и строили здания, обустраивали инфраструктуру. Тот же термин «свободный порт» - «порто-франко», который сегодня получил современное воплощение благодаря приоритетному национальному экономическому проекту, напрямую связан с историей развития предпринимательства здесь у нас. Социальная сфера, которая определяет комфорт жизни граждан, в значительной мере государственная, бюджетная, а значит финансируется в том числе за счет налогов, которые платят предприниматели… И так по сути везде – окружающая нас действительность, которая во многом формирует у нас патриотизм, формируется в том числе во многом за счет бизнеса. Чем больше он будет производить качественных товаров и услуг, чем более честной, конкурентноспособной и эффективной будет наша экономика – тем больше граждане будут любить свою страну, регион, город, будут стремиться здесь жить, создавать семьи, растить детей…

- А сами предприниматели понимают, какой груз гражданской ответственности лежит на их плечах?

- Понимают, прежде всего те, кто входит в «Деловую Россию» (смеется). Мы работаем сразу над несколькими проектами, которые нацелены на повышение влияния бизнеса на формирование патриотичных ожиданий населения. Например, это проект «Сделано в Приморье», в рамках которого ряд производственных компаний, входящих в нашу организацию, производят качественные и востребованные товары, мы надеемся, что круг таких производителей будет расширяться. Это ряд проектов социального предпринимательства, например, проект «Доброе дело», в рамках которого строятся детские и спортивные площадки. Большая работа ведется нами со школами и вузами, Всероссийским детским центром «Океан», наши представители проводят открытые уроки и ведут другие форматы работы с молодежью. Если говорить об отношении к вопросам патриотизма самих предпринимателей, то более половины из них, по нашим данным, не просто осознают роль бизнеса, но и стремятся внести свою лепту в вопросы патриотизма, порядка 60-70% ведут соответствующую работу в своих коллективах. Это достаточно интересно, но оценочные суждения предпринимателей довольно близки к мнению молодежи по вопросам патриотизма, которое не так давно изучала Высшая школа экономики. Так вот, помимо знания истории и традиций страны, нежелания уезжать за границу и готовности работать на благо государства, большинство респондентов в качестве составляющей патриотизма современного гражданина выделило так называемый «патриотизм малых дел» - те ситуации, когда гражданская позиция подтверждается не словом, а делом, пусть в чем-то малом и повседневном. Это помощь нуждающимся, поддержание чистоты в окружающей среде и участие в благоустройстве, забота об окружающем мире и так далее. А это – как раз та сфера, где активно работает социальное предпринимательство, где бизнес помогает строить современное комфортное общество… В общем, получается, что предприниматели – люди инициативные, деятельные, как и молодежь они стремятся изменить нашу жизнь к лучшему действием, и такой патриотизм, безусловно, можно и нужно приветствовать…

- Кстати, а как сама молодежь, которая, безусловно, является одной из самых заинтересованных в развития страны частей общества, относится к инициативам приморских предпринимателей?

- Хорошо, положительно относится. В последние годы мы видим рост заинтересованности молодежи и студентов в профессии предпринимателя, это один из важных показателей, яркий тому пример это ежегодный рост количества участников проводимых нами олимпиад и качества их работ. Причем ключевыми тут становятся такие показатели как возможность внести личный вклад в развитие своего города, региона, страны. При этом свыше 40% молодежи осознает, что труд предпринимателя – дело непростое, ответственное, сложное, но нужное обществу. Я очень надеюсь, что при помощи таких сознательных молодых ребят мы сможем еще больше расширить позитивное влияние бизнеса в нашем регионе, где традиции предпринимательства исторически сильны и без вклада «людей дела» не было бы современного Владивостока и Приморья… Это и будет достойным проявлением патриотизма настоящих граждан.

Михаил Грач