Во Владивостоке в галерее «Арка» проходит персональная выставка фотохудожника, оператора, режиссёра Глеба Телешова, сообщает DEITA.RU. Его работы выставлялись в Корее, Китае, Москве, Владивостоке — нынешняя фотовыставка 12-я. Глеб работает в жанре игрового и документального кино. Имеет опыт работы не только в России, но и Европе. В том числе как оператор-постановщик участвовал в съёмках российско-французского фильма «Небесное затмение» режиссёра Эф Джей Оссанга. Фильм был представлен на Канском кинофестивале в программе «Двухнедельник режиссёров» в 2008 году.

Представленный в галерее «Арка» проект называется «Выше уровня моря» — это серия видов природы итальянских Альп, перенесённых на полотно посредством чёрно-белой фотографии. В современном мире, перенасыщенном цветом, чёрно-белая фотография как художественное изображение стоит особняком. С автором выставки встретился корреспондент DEITA.RU. Глеб Телешов рассказал об иной чёрно-белой реальности, гламурных фото сессиях и о том, зачем люди делают фотографии.

Глеб Телешов

- Что для вас чёрно-белая фотография?

- Фотография изначально была чёрно-белая. Я давно начинал, и моё эстетическое мировоззрение сложилось в пору доступности только чёрно-белого изображения. С точки зрения выражения формы чёрно-белая фотография более выразительна, для меня она более естественна — изображение приобретает какую-то другую реальность. На мой взгляд, чем меньше изобразительных средств — некий примитивизм, тем сознанию проще воспринять какую-то мысль. Простые вещи сложнее сделать, но выглядят они сильнее.

Я, вообще, не могу смотреть на цветные фотовыставки какой-то реальности. Если собрать в кучу пейзажи, ландшафты, времена года (много разных, цветных изображений вместе), они не то чтобы разрушают, они отвлекают. Это моё ощущение. Любая выставка, экспозиция — это как монтаж фильма. На мой взгляд, стилистически она должна быть в каком-то одном ключе. Если это цветная фотография, то в какой-то одной тональности.

Я ненавижу коллективные фотовыставки — есть куча прекрасных фотографий, ты смотришь, и, в общем-то, ничего не видишь. Цвет — это дополнительная эмоциональная, чувственная информация, и она влияет на человека, если, конечно, он восприимчив.

Правда бывают выставки связанные с портретом или с некой историей, где становится неважно, цветные они или чёрно-белые. В них содержание уводит в сторону от формы. Я могу вспомнить большую выставку работ Анни Лейбовец, там были и цветные, и чёрно-белые фотографии, были огромные работы и маленькие, чуть ли не семейные. Но это другая история — это история, условно говоря, не предмета, а автора.

Глеб Телешов

- Вы сказали, что каждая выставка — это как монтаж фильма.

- Да. Фотографии, когда стоят рядом, влияют друг на друга. Вся экспозиция должна восприниматься цельно. Когда мы видим изображения по отдельности, они производят одно впечатление, а когда разные кадры собираются воедино, то могут оказаться и в дисгармонии. Может быть, этого никто и не заметит, но автору это видно.

- Ваша нынешняя выставка посвящена определённому месту в Италии?

- Не месту, скорее моему приятному воспоминанию.

- Как формируются ваши выставки? Вы их задумываете?

- По-разному. Были выставки задуманные, такие как «In Motion» («В движении»). А нынешняя выставка изначально не задумывалась. Я в тех местах отдыхаю. У меня нет такой рефлексии — фотографировать себя. У меня рефлексия, иногда, фотографировать то, что мне нравится. Так и набрались кадры.

В этом проекте нет никакой концепции, вернее есть — я ощущаю, что это всё существовало тысячелетия и будет существовать ещё столько же. Специально старался делать кадры без людей, мы всё равно идём мимо, а это будет всегда. Я странно себя ощущаю: приезжаю в это место, там нахожусь и уезжаю, а всё виденное мной существует в этом месте всегда.

Глеб Телешов

- Вы много снимаете?

- Нет, совсем мало. У меня нет цели — во что бы то ни стало вот в этом месте сделать кадр. Я иду на расслабоне: увидел — снял. Мой опыт даёт мне какие-то реакции, какую-то рефлексию, она срабатывает в определённый момент, я реагирую на какое-то пространство, зная, что из этого получится изображение.

Мысли, озвученные в разговоре:

- Сьюзен Зонта, американский художественный критик сформулировала мысль о фотографии, которая мне понравилась. Почему люди фотографируют? Это не осознанная попытка присвоения окружающего мира. Действительно, фотографируя, мы как бы присваиваем себе кусок мира. Я не знаю, нормально это или не нормально, но это так. Сейчас это особенно актуально, жалко, что Сьюзен Зонта до этого не дожила.

- В существующей сейчас культуре фотографии — когда заказывают абсолютно гламурные фотосессии с детьми или беременность — люди даже не понимают, что они делают. То есть люди не осознанно хотят выглядеть так же, как в глянцевых журналах. Они изображают, выдумывают какую-то чужую жизнь. В чём смысл этого, я не понимаю. Изначально фотография — это фиксация какого-то момента: собрали семью, сделали фотографии спокойно. Это некая хронология жизни. Или лайф — живое фото, которое снимает репортёр, или ты сам снимаешь своих родственников — и это хроника. А вот это всё гламурное — что такое?

Это же рынок предлагает такие варианты. Почему у нас нет репортёрской фотографии, а есть свадебная. Да потому что невозможно прожить на зарплату репортёра.

Глеб Телешов

- Когда я смотрю на фотографию, никогда не вижу реальность — это же всё нереальное. Реальность — это, во-первых, объём, во-вторых, запах, ощущения какие-то. А здесь плоское, двухмерное изображение, и надо принимать эти условия игры. Фотография может отсылать к реальности, она даже напрямую отсылает к реальности, но это всё равно другое, это скорее фиксация своих воспоминаний, своих ощущений, каких-то иллюзий. Все по-разному фотографируют и показывают, потому что у всех разное представление об окружающем мире. Мы на фотографиях видим авторское отражение реальности, а не реальность как таковую.

Я автор и не могу сфотографировать иначе, чем сфотографирую. Я даже не смотрю — композиция как-то сама складывается. Это уже какой-то физиологический опыт. То есть это моё чувство пропорции, мои эстетические законы. Они сформировались из каких-то моих ощущений, чувств. Понятно, что они более ли менее универсальные. Я не о золотом сечении…

Для того чтобы сложился свой собственный опыт, для того чтобы чувствовать надо что-то делать, для всего нужна практика.

- Опять же, почему чёрно-белое? Это попытка, во-первых, убрать время, а во-вторых, создать какой-то новый контекст. Не быть в контексте прекрасного места, природы, погоды – всё это убрать и оставить просто графичные формы — то есть приблизить к какому-то художественному образу. Убрать всё лишнее и сконцентрироваться на чём-то одном. Чёрно-белая фотография — она более профессиональная, даже скорее, сместилась в область арта.

- Никаких особо художественных задач я не ставлю — глупости это всё. Невозможно уже сейчас выразить новый технический манифест, на мой взгляд, он уже не возможен. Все эти творческие поиски, они часто заводят в какую-то ерунду. В смысле, что тратишь столько времени на поиск какой-то формы, а всё, что придумал, потом всё равно обнаруживается где-то. Мне кажется, что сейчас время каких-то простых вещей.

Фотовыставка «Выше уровня моря» проходит в художественной галерее «Арка» до 17 марта.

Текст: Ирина Павленко

Фото предоставлено Глебом Телешовым.