18+
4 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения

«Свободный порт» Владивосток – железный лом и «серые схемы»


Причалы крупнейшего дальневосточного порта власти не могут контролировать даже со старыми законами и не известно, когда научатся работать с новыми.

10 сентября 2015, 19:38, Дейта.

Рассказывая о радужных перспективах встраивания Владивостока в международные логистические схемы и вытаскивая из нафталина проекты транспортных коридоров «Приморье – 1,2,3…», эксперты деликатно умалчивают о том, что в последние десятилетия дальневосточные порты прирастают преимущественно перевалкой угля и металлолома. Для этих грузов не надо разоряться на инфраструктуру – достаточно еще советской, усиленной ржавой японской техникой и ордой неприхотливых «джумшутов».

Трудолюбивые «тимуровцы» свозят металлолом на владивостокские пирсы со всей Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на то, что деятельность эта вроде лицензированная, сами контролеры временами «хватаются за голову» от того, что происходит.

Основная часть собранного в Приморье металлолома направляется на экспорт. По словам специалистов Департамента лицензирования и торговли Приморского края, нередко на причалах владивостоксих стивидоров формируются грузовые партии металлолома, заготовленного и доставленного по «серым» схемам. В большинстве случаев предпринимателям для надлежащего проведения логистических операций, требуется лицензия на заготовку и хранение металлолома на территории Владивостока. То есть, имея лицензию на указанный вид деятельности допустим, в Спасском районе Приморья, работать по ней во Владивостоке уже нельзя. Тем не менее, используя фиктивные договоры, зачастую, с аффилированными структурами, отдельные компании успешно доставляют свой груз к причальным стенкам.

Новый порядок

В чем же по мнению чиновников кроется «корень зла»? Как сообщили ИА «Дейта» в контрольном отделе Департамента лицензирования и торговли Приморского края, заготовка и хранение лома черных и цветных металлов – это сегмент предпринимательской деятельности, в котором чаще всего игнорируется целый перечень нормативов. Российское законодательство не позволяет органам государственного контроля оперативно проводить проверки коммерческих предприятий. Предполагается, что это и есть одна из основных причин использования сомнительных с точки зрения законности схем.

В свою очередь, в правоохранительных органах ИА «Дейта» подтвердили информацию о нарушениях лицензионных требований отдельными коммерческими структурами.

«Вы все еще грузите? – Тогда мы идем к вам»

Проверка участников рынка осуществляется в рамках годовых планов. Так в план обязательных мероприятий на 2015 год вошла, например, компания «ВМК». Как сообщил ИА «Дейта» источник в руководстве края, уже более трех лет эта контора из Спасска-Дальнего, осуществляющая свою деятельность по заготовке и реализации лома черных металлов, оставалась недосягаемой для государственных проверок. У «ВМК» нет лицензии на деятельность во Владивостоке, разрешительные документы позволяют бизнесменам вести свою деятельность исключительно в Спасске-Дальнем, однако широкая сеть контрагентов и партнеров фирмы, занимается хранением и обработкой лома черных металлов уже на причалах Владивостокского торгового порта в Первомайском районе Владивостока. Среди дружественных спасским «металлургам» юридических лиц есть и иностранные организации, обеспечивающие через свои возможности дальнейший беспрепятственный вывоз российского сырья за рубеж. Обращалась компания в органы государственной власти и за получением лицензии на работу во Владивостоке, однако ей было отказано по причине несоответствия лицензионным требованиям. Безусловно, такая всеобъемлющая деловая активность и многоступенчатая структура не могут остаться незамеченными государством. Однако покажет ли что-то проверка, контролеры пока сказать не могут.

«Усы, лапы, хвост – вот наши документы!»


«Хочу отметить, что мы работаем только по тем компаниям у которых есть лицензия, в иных случаях мы не имеем права провести проверку», - пояснил заместитель директора Департамента лицензирования Приморского края Игорь Ровинец. Сколько по всему краю компаний, по непонятным причинам не имеющих лицензий, и, как следствие, неподконтрольных краевому департаменту? Что же такое «серые схемы», с которыми призван бороться в частности и Департамент лицензирования Приморского края? - По оценкам экспертов, потенциальные нарушители стараются, чтобы хотя бы на первом этапе все документальные формальности были соблюдены и незаконными их действия не назовешь. 

Однако в дальнейшем в бизнес процесс включается целый перечень субконтракторов, владельцами и учредителями которых по счастливой случайности оказываются владельцы и учредители головной компании, ну или на худой конец их родственники или одноклассники. А бывает, что в деловой оборот вводятся юридические лица, учредители которых давно и плотно пребывают в «местах не столь отдаленных» и могут даже не знать о том, что являются владельцами бизнесов с многомиллионными оборотами. Так, например, активно работает на рынке черного метала ООО «Аторис - Плюс», директор и учредитель которого пребывает в СИЗО №1 за распространение наркотических веществ. Знает ли он, как идет его бизнес? Или может металлолом в его случае – это просто хобби?

По мнению представителей органов правопорядка, отсутствие должного контроля может стать одной из основных проблем при ведении предпринимательской деятельности в формате «свободного порта».

Несмотря на то, что полиция или ФСБ могут располагать данными о наличии нарушений закона о лицензировании, однако оперативно проверить данный факт тот же Департамент лицензирования не может.

«Мы осуществляем лицензионной контроль, и вправе проводить проверки как плановые, так и внеплановые, но все это в обязательном порядке согласовывается с прокуратурой. Информация приходит нам с любых источников, но действовать мы можем только по согласованию надзорных органов. Прокуратура действует в соответствии с законодательством, однако применить меры можно только в случае особо грубых нарушений. Как правило прокуратура редко согласовывает с нами планы проверок ввиду того, что нарушения не признаются грубыми», - сообщил Игорь Ровинец.

При этом, под грубыми нарушениями как правило понимают нанесение вреда здоровью сотрудников, аварийные ситуации. Так что если на производстве не умер рабочий или не произошло ЧП, то компания практически не видима органам государственной власти. А если у компании нет сотрудников – кроме директора, то и привлечь ее получается не за что.

В случае наличия иностранного подконтрольного контрагента, ситуация усугубляется.

Иностранная компания может оказаться оффшорной, и в этом государство теряет большие деньги.

Несмотря на принятый закон о деоффшоризации бизнеса в России, механизмы его работы еще не отработаны на практике и оффшорные компании продолжают функционировать в стране.

В данной ситуации для государства крайне важно вовремя заметить реальное положение дел, однако у департамента лицензирования по факту отсутствуют возможности очной проверки предприятия во Владивостоке.

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Происшествия»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика