18+
3 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения
ПроисшествияПриморский край14 ноября 2008, 11:39печать

Еще одного подозреваемого в ЧП на АПЛ "Нерпа" задержали на похоронах его сослуживцев


Однозначное обвинение матроса-контрактника возмущает общественность
Военно-следственные управление Следственного Комитета Прокуратуры по Тихоокеанскому флоту накануне установило виновника гибели людей во время ходовых испытаний атомной подводной лодки К-152 "Нерпа". Это матрос, один из членов экипажа, который, по словам следователей, без всякого основания привел в действие систему пожаротушения. Подозреваемый уже дал признательные показания. Подводники и правозащитники сомневаются в его виновности.

Неофициальные источники называют его имя – Дмитрий ГРОБОВ. Вообще-то виновным человека может назвать только суд. Сослуживцы неизвестного матроса берут его под защиту, характеризуя как опытного подводника с многолетним стажем, пишет "Независимая газета".

Матросов-срочников на атомных подводных лодках давно нет, там служат исключительно контрактники. "Мы не верим, что он виноват, и опасаемся, что признание он мог дать под давлением, – заявил вчера Интерфаксу один из офицеров "Нерпы". По словам офицера, он служит с подозреваемым с 2003 года и знает его как грамотного специалиста.

По данным газеты "Коммерсантъ", в среду был задержан еще один матрос — Алексей ВАСИЛЬЕВ, который нес вахту вместе с Дмитрием Гробовым. По некоторым данным, Васильева задержали непосредственно на похоронах, которые прошли в городе Большом Камне: в последний путь провожали троих местных жителей, погибших на АПЛ К-152 "Нерпа". Проститься с работниками завода судового оборудования "Восток" Владимиром Сулимовым, Алексеем Лысенко и капитаном второго ранга Евгением Головных пришла почти половина 40-тысячного города. Гробы с телами погибших на руках отнесли на центральную площадь города, а затем на катафалках доставили на местное кладбище. Похоронили погибших под звуки оружейных залпов.

Член Общественной палаты адвокат Анатолий КУЧЕРЕНА обеспокоен, что прокуратура так быстро определилась с виновным. Он намерен взять под контроль следствие по данному делу. И подчеркивает: "Расследование по этому делу должно проводиться объективно и всесторонне, а действиям всех должностных лиц дана соответствующая правовая оценка". Именно однозначное обвинение рядового "стрелочника" возмущает общественность, полагающую, что из-под суда уводятся виновники в высоких должностях.

Гендиректор Амурского судостроительного завода Анатолий АДАМЕНЯ сказал "Ъ", что обнародованная информация преждевременная, поскольку "еще не все экспертизы завершены". (Господин Адаменя является членом госкомиссии, расследующей обстоятельства аварии. Сроки окончания работы комиссии Анатолий Адаменя назвать затруднился, ранее было заявлено, что свои первые выводы она обнародует 14 ноября.)

Многие члены экипажа и сдаточной команды АПЛ "Нерпа" по-прежнему уверены, что причиной несанкционированного запуска системы пожаротушения ЛОХ, в результате чего во второй, жилой отсек был закачан фреон, стал сбой в электронной системе управления. В частности, мичман Денис КОШЕВАРОВ сказал "Ъ": "Я могу понять версию человеческого фактора, если с одного отсека запустить фреон на себя. Но фреон поступал с двух отсеков — первого и второго. Чтобы человек запустил систему сразу в двух отсеках, он должен быть фокусником".

Рабочие судостроители, в свою очередь, рассказали, что для того чтобы запустить систему ЛОХ вручную непосредственно в отсеке, нужно открыть поочередно около десятка клапанов. "Вряд ли матрос смог бы это сделать по неведению или тем более случайно. Тем более что он находился рядом с системой не один, и сослуживцы наверняка помешали бы ему",— говорят производственники.
.

В свою очередь, капитан первого ранга запаса Николай МАРКОВЦЕВ, служивший на АПЛ проектов 675 и 667Б, говорит, что "несанкционированно запустить фреон в жилой отсек мог либо идиот, либо диверсант". "ЛОХ нельзя запустить, случайно задев вентиль. Там все запломбировано,— рассуждал Марковцев в беседе с "Ъ".— Это наша российская традиция — находить козла отпущения. Государству невыгодно признавать, что у нас есть проблемы с технологиями и производством. Тем более если оружие поставляется за границу".

Уголовное дело по факту гибели 20 человек было открыто по ст. 352 УК РФ (нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия). Изначально следствие не рассматривало версии о причастности кораблестроителей, конструкторов или саботаж.

Вечером 8 ноября в 20.30 по московскому времени (03.30 по местному) во 2-м отсеке (жилом) подлодки сработала система экстренного пожаротушения. Из трех баллонов емкостью по 200 литров каждый в отсек под давлением был подан жидкий фреон (бромсодержащий хладон). Как утверждает НГ, Один баллон из-за технического брака не сработал, иначе погибших было бы больше.

Включить подачу газа можно или с центрального пульта системы управления "Молибден", или в любом отсеке с местного пульта. Кроме того, каждый баллон с фреоном можно открыть вручную, сорвав пломбу и повернув рычаг. Система управления "Молибден" имеет "черный ящик" – блок "Ротор", который фиксирует все команды, сигналы, включения и т.д. По прибытии в порт "Ротор" был сразу же изъят следственной группой. Как утверждают производители системы управления из петербургского НПО "Аврора", техническая ошибка электроники исключена.

Каждая крупная катастрофа становится полем битвы армейцев и производственников. Никто не хочет брать ответственность на себя. Флотское руководство может не согласиться с выводами следователей и станет утверждать, что виновата техника. Так что исследования системы пожаротушения тоже будут продолжены.

Обычно в таких спорах сильнее оказывается ОПК. В истории отмечены случаи, когда в виновные записывали погибшие экипажи и стартовые команды, а потом выяснялось, что причиной катастрофы стала недоработка конструкторов или производственный брак, заключает "Независимая газета".
ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Происшествия»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика