Владивосток
Источник изображения: ИА "Дейта.ру"

Федеральный закон о Свободном порте Владивосток вступил в силу в октябре 2015 года. Сначала особый режим распространялся на 15 муниципалитетов Приморского края, включая столицу региона.

В 2016 году, по поручению президента России Владимира Путина, режим порто-франко был распространен на ключевые гавани Дальнего Востока: в Хабаровском крае (Ванинский муниципальный район), Сахалинской области (Корсаковский городской округ), Камчатском крае (Петропавловск-Камчатский), Чукотском автономном округе (Певек), Приморском крае (Лазовский муниципальный район).

Еще одни изменения вступили в силу с 1 ноября 2017 года. Президент Владимир Путин подписал закон о перераспределении полномочий по градостроительной деятельности между местными и региональными властями в сфере градостроительной деятельности на территории Свободного порта Владивосток. В соответствии с документом, отдельные полномочия местных властей в данной области переданы на уровень субъекта. Эта мера направлена на привлечение новых инвестиций в объекты капитального строительства на территории Свободного порта Владивосток.

Главная цель - наращивание товарооборота в портовых зонах и превращение их в крупнейшие перевалочные пункты Азиатско-Тихоокеанского региона. В его задачи также входит способствование росту ВВП страны в целом, развитие инфраструктуры региона, расширение торговых связей с зарубежными партнерами, увеличение объемов услуг, связанных с переработкой, транспортировкой и хранением грузов.

Статус порто-франко предполагает нераспространение таможенной зоны государства, на территории которого расположен порт, на его зону. То есть товары, прибывающее сюда, не нуждаются в растаможивании. Данная процедура совершается только в том случае, если товар начинает движение вглубь страны, на её таможенную территорию. Таким образом грузоперевозчики экономят время и финансы. Им не нужно производить растаможку товара и платить за него пошлину.

Таким образом, видны отличия Свободного порта Владивосток от территорий опережающего развития. ТОР ориентирована в первую очередь на развитие внутреннего рынка. Поэтому у нее нет строго очерченных границ и таможенных преференций. Создание же свободного порта ориентировано на развитие международных деловых отношений.

Государство поддерживает

В границах Свободного порта Владивосток установлен упрощенный визовый режим, введены особые меры поддержки предпринимательства, целый ряд льгот в обложении налогами.

Среди наиболее значимых преференций, предоставляемых резидентам СПВ, – нулевая налоговая ставка на прибыль, землю и имущество, отсутствие таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров, пониженные тарифы страховых взносов и право на предоставление земельных участков в аренду без торгов.

В первые пять лет налог на прибыль для компаний-резидентов составит не более 5% (в том числе 0% – в федеральный бюджет, не более 5% – в региональный бюджет). При этом в течение последующих пяти лет налог прибыль составит не менее 12% (2%  – в федеральный бюджет, не менее 10% – в региональный бюджет). Также компании полностью освобождаются от налога на имущество и земельного налога. Отчисления во внебюджетные фонды составят всего 7,6%, вместо практикуемых 30%.

Установлены для резидентов Свободного порта Владивосток и дополнительные преференции. В их числе: сокращенное время проведения контрольных проверок (не более 15 дней); сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства - менее 40 дней; режим единого окна при прохождении контроля на границе, круглосуточный режим работы пунктов пропуска; упрощенный визовый режим - получение 8-дневной визы на границе

Беспошлинный и безналоговый режим свободной таможенной зоны для резидентов заключается в ввозе, хранении, потреблении (использовании) иностранных товаров, вывозе и ввозе товаров. Предусмотрена и государственная протекция - управляющая компания вправе подавать иски в защиту резидентов свободного порта.

Инвесторы выбирают Приморье

С резидентами Свободного порта Владивосток в Приморье заключено уже 300 соглашений Приморье на общую сумму почти 258 миллиардов рублей с перспективой создания в крае более 30 тысяч рабочих мест. На данный момент в Корпорацию развития Дальнего Востока поступило 478 заявок на получение статуса резидента СПВ в Приморье на сумму более 323 миллиардов рублей. Инвесторами уже открыто 35 предприятий, и до конца 2017 года планируется открытие еще 20. Наибольшей популярностью пользуется сам город Владивосток - более 290 компаний. Заявленный объем финансирования по проектам превышает 120 миллиардов рублей. Будущие резиденты намерены создать в городе более 17 тысяч рабочих мест.

Среди открывшихся на территории Свободного порта производств – фабрика по огранке бриллиантов индийской группы компаний «KGK». Крупнейший производитель ограненных драгоценных камней и ювелирных изделий уже приступил к работе во Владивостоке и даже презентовал первый алмаз, изготовленный на этом предприятии. 

Адани
Источник изображения:

Еще одним алмазным резидентом Свободного порта Владивосток может стать другая индийская компания – M.Suresh. Как рассказал член совета директоров M.Suresh Лилит Адани, - «Большую часть алмазов мы закупаем в Дубае, по сравнению с этим объемом процент камней, приобретаемых нами у российской компании “АЛРОСА”, достаточно мал, но в течение ближайших лет мы намерены его увеличить. И для того, чтобы расширить российский алмазный рынок, мы планируем открыть предприятие по обработке бриллиантов здесь, во Владивостоке».

Бойко
Источник изображения:

А резидентом Свободного порта Владивосток компанией «Зима Южная» сданы в эксплуатацию два десятиэтажных жилых дома в Надеждинском районе. На этой территории комплексной застройки к 2020 году вырастут еще 7 домов. «Как резиденты Свободного порта мы имеем налоговые послабления, в том числе освобождены от налога на прибыль. Также мы ощущаем действенную поддержку от властей всех уровней. Решение строить жильё принято в расчёте на развитие территории опережающего развития «Надеждинская», где декларируется создание нескольких тысяч новых рабочих мест. Этим специалистам нужно будет где-то жить, а наш жилой комплекс расположен всего в трёх километрах от границы ТОР», – рассказал директор компании «Зима Южная» Алексей Бойко.

Налаживают резиденты Свободного порта Владивосток и судостроение. Первый катер Pacifico Adventure 72, изготовленный резидентом свободного порта Владивосток - компанией «Композитное кораблестроение» в Приморье, прибыл в Москву для передачи заказчику. Как рассказал председатель правления компании «Композитное кораблестроение»  Дмитрий Волошенко, всего компанией изготовлено три таких катера, в следующем году планируется изготовить более 20.

Дмитрий Санников