yjdbxb[byf

Об оказании в Приморье высокотехнологичной медицинской помощи DEITA.RU рассказала начальник отдела мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной и специализированной помощи департамента здравоохранения Приморского края  Ирина Новичихина.

- Ирина Анатольевна, сколько медицинских учреждений готовы оказать высокотехнологичную медпомощь жителям Приморья?

- Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается по двум направлениям. Первое – виды медицинское помощи, входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования, второе – не входящие в нее.

Первый вид помощи оказывается жителям Приморского края в 29 учреждениях. Из них 26 медучреждений - региональные, еще три лечебных учреждения расположены за пределами края - это Дорожная клиническая больница на ст. Хабаровск-1 ОАО «РЖД», Городская клиническая больница №10 Хабаровского края и ООО «Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр» (г. Нижний Тагил).

Перечень учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за рамками базовой программы обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается министерством здравоохранения России, в стране их 136. ВМП в Приморском крае оказывают федеральные учреждения здравоохранения – медицинский центр ДВФУ и Дальневосточный окружной медицинский центр ФМБА России.

Высокотехнологичная медицинская помощь жителям Приморского края оказывается как за счёт средств федерального бюджета (ВМП, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования), так и за счёт средств обязательного медицинского страхования, в зависимости от вида и метода помощи, в котором нуждается конкретный пациент. При этом краевой бюджет финансирует виды ВМП на условиях софинансирования с федеральным бюджетом в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения в Приморском крае".

- Какие виды высокотехнологичной медицинской помощи наиболее востребованы приморцами?

- Наибольшее количество оперативных вмешательств связаны с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Большое количество также отмечается в области нейрохирургии и онкологии.

- Куда следует обращаться приморцам, чтобы получить высокотехнологичную медицинскую помощь?

- Пациент должен понимать, что высокотехнологичная медицинская помощь – часть специализированной медпомощи. Она оказывается тем пациентам, стадия заболеваний которых такова, что необходимо применение сложных уникальных технологий, и другие виды лечения не помогают. Поэтому показания к применению высокотехнологичной медпомощи определяет только лечащий доктор. Ведь кроме наличия показаний к операции требуется и отсутствие противопоказаний. Например, для больных, нуждающихся в сердечно-сосудистой хирургии, должны быть исключены заболевания язвенные и желудочно-кишечного тракта, так как препараты, применяемые в послеоперационный период, могут привести к достаточно серьезным осложнениям. Поэтому пациент детально, всесторонне, объемно обследуется.

- Какие документы нужно собрать больному для получения высокотехнологичной медицинской помощи?

- Пациент документы не собирает. Он должен пройти все назначенные ему обследования, а также представить копии паспорта, полиса, СНИЛС. Документы готовит и представляет в департамент здравоохранения медицинское учреждение, в случае необходимости оказания ВМП, не включенной в ОМС; либо непосредственно в принимающую медицинскую организацию, если речь идет о ВМП, включенной в ОМС.

- Каковы сроки ожидания заключения департамента о назначении операции? Как принимается это решение?

- Процесс направления пациента на оказание ВМП, не включенной в ОМС, проходит в 2 этапа. На первом этапе в течение 10 рабочих дней комиссия департамента по отбору пациентов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи во главе с заместителем директора рассматривает представленные документы и принимает одно из трех решений – направить на ВМП, отказать или направить на дообследование.

Как правило, решение в большинстве случаев принимается в пользу пациента. В этом случае в течение трех рабочих дней его медицинские документы размещаются в специализированной электронной системе на сайте Минздрава. Там на больного создается карта и талон с информацией о диагнозе и рекомендуемой конкретному пациенту принимающей медицинской организации. К нему прикрепляется выписка из протокола решения комиссии, и с этого момента человек вносится в лист ожидания, а когда очередь подходит, с ним созваниваются и сообщают об этом.  

- А каковы сроки ожидания своей очереди в самом медицинском учреждении?

- Это зависит от того, сколько пациентов выбрали конкретное медицинское учреждение по данному профилю оказания высокотехнологичной помощи. Ведь решение о ее оказании принимается с учетом его права на выбор учреждения. Как правило, очередность небольшая, но есть ряд профилей, по которым придется подождать. Например, в области травматологии и ортопедии.

- Если пациенту необходима экстренная высокотехнологическая медицинская помощь, и он не может долго ждать, возможна ли какая-то ускоренная процедура?

- Высокотехнологическая медицинская помощь является плановой. Этот тезис подчеркивается министерством здравоохранения на протяжении многих лет. Но, действительно существуют состояния больного, когда требуется неотложная операция. Минздрав старается перевести эти заболевания в ОМС, где практически отсутствует лист ожидания. Все будет зависеть от того, насколько быстро будут подготовлены документы. Комиссия департамента здравоохранения рассматривает такие случаи в кратчайшие сроки. И когда пациент направляется в федеральную медицинскую организацию, делается специальная пометка. Видя медицинскую документацию и экстренность ситуации, медицинская помощь оказывается сразу же.

- Каков запланированный объем квот для получения приморцами высокотехнологичной медицинской помощи в 2018 году?

- Такого понятия, как «квота», не существует с 2010 года. Тогда в каждом федеральном медицинском учреждении было определенное количество мест для пациентов с той или иной территории. Сейчас этого нет, мы направляем всех пациентов при наличии показаний и отсутствии противопоказаний. Принимающая сторона не смотрит, с какой территории прибыл пациент, они изучают лишь медицинскую документацию.

Если говорить о ВМП, включенной в ОМС, то динамика ее оказания в Приморье говорит сама за себя. В 2016 году - 4284 случая, в 2017 году - 6567 случаев, и плановый объем в 2018 году – 7211 случаев. Востребованность в данном виде медицинской помощи высокая, учреждения готовы ее оказывать, и все больше получают лицензию на этот вид деятельности.

- Имеет ли право пациент на компенсацию стоимости проезда к месту лечения и обратно?

- Пациенты делятся на граждан, которые являются федеральными льготниками, и тех, кто таковыми не является. Для первой категории, если федеральная медицинская организация назначила им дату госпитализации, сотрудники департамента здравоохранения заполняют приложения определенной формы – направление к месту лечения и талон №2. С этими документами пациент едет в приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, который должен оплатить ему дорогу туда и обратно.

Если гражданин федеральным льготником не является, он отправляется к месту лечения за свой счет, но после получения ВМП и возвращения в Приморье, на основании выписки из федеральной клиники, он имеет право на компенсацию проезда. Публичные обязательства по обеспечению данного права переданы Приморскому краевому онкологическому диспансеру, Приморской краевой клинической больнице №1, Краевому клиническому центру специализированных видов медицинской помощи и Приморской детской краевой клинической туберкулезной больнице.

 Дмитрий Санников