Богданенко

Один из самых активных депутатов нынешнего созыва Законодательного Собрания Константин Богданенко переходит на новую должность вице-губернатора Приморского края. Об итогах депутатской деятельности и развитии региона Константин Сергеевич рассказал в интервью корреспонденту «Deita.ru».

- Константин Сергеевич, в связи с Вашим переходом на государственную должность, хотелось бы поговорить об итогах депутатской деятельности. Что удалось сделать за это время?

- Формально, я все еще депутат и рассчитываю, что работа моей команды в Хасанском районе продолжится. Депутат – это же не только я. Мы за этот год создали целую сеть из активных деятельных жителей. Собственно в первый год мы планировали сфокусироваться именно на развитии гражданского общества. И думаю, нам это удалось.

Самое, на мой взгляд, неопровержимое доказательство этого – люди стали активнее участвовать в жизни поселений. Изменился подход, жители готовы сами прилагать усилия, чтобы решить проблему в поселении. И депутат в этом случае – лишь ресурс, то есть подключается, когда нужно добиться содействия в выделении финансирования, привлечь внимания официальных структур.

Может, кому-то достижения жителей покажутся незначительными, но посмотрите, как преобразился маршрут на Славянку! Обратите внимание на остановочные павильоны: отремонтированы, покрашены. В Занадворовке добились установки автобусного павильона, которого года три там не было. Для сельской местности любые начинания особенно важны.

Активно поддерживали жителей грантами, учили проектной деятельности. Для этого проводили семинары, привозили экспертов, активистов вывозили на мероприятия во Владивосток и Хабаровск. Показывали как можно самим оформить идею в проект, просчитать финансы, заручиться поддержкой, найти спонсоров и команду.

- Жители на дороги часто жалуются, как-то на их качество повлиять удалось?

- И да, и нет. С одной стороны, ямы до сих пор есть. Но с другой, мы вместе с жителями Барабаша, Филипповки, Зарубино, Славянки летом устроили мониторинг работы дорожников. Раз в две недели фиксировали состояние наиболее проблемных участков трассы Раздольное – Хасан и отправляли их на Департамент дорожного хозяйства. В итоге, там где латки были поставлены некачественно – все переделали. Также заасфальтировали участок дороги Сухановка – Андреевка, сейчас ведутся работы на дороге в Береговое.

Работа депутата – создавать условия для решения проблем. Собственно этим в течение года я вместе с моей командой и занимался.

- Как Вы оцените создание в крае территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток? Есть ли эффект от этих начинаний?

- Осязаемых результатов от ТОРов пока нет, но это связано с тем, что они и работать не начали. Очень надеюсь, что в следующем году ситуация изменится. Для этого нужно доделать инфраструктуру, чтобы предполагаемые резиденты могли приступить к работе. На следующий год заработает первый резидент в ТОР «Надеждинская» - завод железобетонных изделий.

Зато уже можно оценить режим Свободного порта Владивосток. Например, проект «Авиаполис Янковский» проработал как резидент уже год. Предварительный расчет показал, что при инвестициях в 1,3 млрд рублей, экономия по результатам 2017 года составит порядка 40 млн рублей. То есть режим Свободного порта Владивосток позволяет сэкономить порядка 3-4% инвестиций. Это первый ощутимый результат для резидента.

- В настоящее время разрабатывается стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2030 года. На что, на Ваш взгляд, в первую очередь нужно обратить внимание при составлении документа?

- Обновление стратегии – это текущий постоянный процесс. Главное, чтобы в итоговом документе были описаны основные принципы развития Приморья, и они реально использовались в практике управления территориями. А для этого нужно пересмотреть финансирование краевых программ, развивать принципы бюджетирования.

В связи с тем, что за последние несколько лет появились новые экономические инструменты – ТОРы, Свободный порт, дальневосточный гектар, необходимо превратить их из федеральных проектов в инструменты развития Приморского края.

На мой взгляд, основой всей стратегии должно стать увеличение численности жителей Приморского края. И в стратегии обязательно должны быть прописаны те действия, которые должны привести к этому.

Это возможно благодаря двум направлениям. Первое – работа и улучшение качества жизни в крае. Это можно делать путем стимулирования развития крупного бизнеса на территориях. Например, Хасанский район может стать точкой роста для туризма, санаторно-курортного бизнеса. И если мы в рамках стратегии это учтем, то все бизнесы, которые могут работать в этих направлениях, должны привлекаться на эту территорию. Должны сделать так, чтобы там было комфортно.

Большой бизнес, как, например, в Большом Камне судоверфь «Звезда», решает вопросы с качеством жизни, самостоятельно привлекает население.

А вот второе направление- создание на юге Приморья территории, которую бы выбирали для жизни активные, целеустремленные люди со всей страны. Это развитие Владивостокской городской агломерации, то есть качество жизни здесь должно быть не хуже, чем в среднем по стране, а во вторых создать условия, которые привлекали бы сюда предпринимателей. Мы живем рядом с огромными рынками международными, и Владивосток должен стать местом, откуда выходить на них должно быть максимально выгодно.

- В этом году в Приморском крае реализуется целый ряд федеральных проектов, в том числе «Безопасные и качественные дороги», «Комфортная городская среда». Способны ли они полностью решить инфраструктурные проблемы края, и нужно ли их дополнять краевыми государственными программами?

- Решить проблему качества дорог, благоустроенных мест отдыха какой-то одной программой невозможно. Но эти федеральные проекты дали толчок для муниципалитетов – пишите заявки, проекты – получайте финансирование. Но многие вещи оказались выполнены очень формально. Вместо развития мест общего пользования на придомовых территориях муниципалитеты постарались закрыть свои дыры – заасфальтировать дороги, поменять бордюры. Мнение жителей не учитывалось. Но это дополнительные деньги для бюджетов. И такими возможностями безусловно нужно пользоваться.

В Приморском крае принята государственной программы "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2013 - 2021 годы. Задача муниципалитетов – участвовать в ней. Добиваться софинансирования. А задача депутатов – контролировать результат.

Дмитрий Санников