джаз польский
Источник изображения: Deita.ru

Инна Эстрина   эстрина
Культурный обозреватель. Дипломы – ДВГУ,  по специальности «журналист», институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (г. Москва) кафедра экранного искусства по специальности «режиссер документального кино». 

Неоднократный лауреат творческих региональных (в том числе и всероссийского) конкурсов среди журналистов. Вела колонки, посвященные декоративно-прикладному творчеству и песенному (современность и фольклор) искусству в краевой газете «Анна». Автор телевизионных спецвыпусков, посвященных событиям культурной жизни края и АТР (телеканал «ПКТВ»). С 2016 года – культурный обозреватель ИА «Deita.ru».

Всю неделю в ритме джаза живет культурная столица Приморья. Импровизация и вдохновение, безграничный полет фантазии и чувств, что «раскрывают» сердца.  Второй день главного музыкального события осени, XIV Международного джазового  фестиваля был богат на открытия – впервые, в рамках фестиваля, впервые на сцене Приморской краевой филармонии выступили мастера джаза из Польши - Adam Pierończyk Trio.

Приезд во Владивосток одного из самых известных польских джазовых исполнителей Адама Перончика (Adam Pierończyk) можно назвать знаковым. Исполнитель с мировым именем, новатор джаза, который ищет новое «звучание и восприятие», нашел в своем плотном гастрольном графике, расписанном на годы вперед, время, чтобы приехать во Владивосток.  Организаторы XIV Международного джазового  фестиваля как всегда постарались «расширить» границы, чтобы познакомить зрителей с наиболее яркими джазовыми исполнителями. Итак, на сцене Приморской филармонии маэстро Адам Перончиком (тенор и сопрано саксофоны), Збигнев Хойнацки (аккордеон, клавишные) и  Давид Фортуна.

Концерт, на котором польские музыканты и их бессменный лидер Adam Pierończyk представили композиции из одного из своих лучших альбомов, стал незабываемым.  Идеи новатора польского джаза оказались  «космическими», но понятными как для ценителей, так и для новичков.

«Углубясь в неведомые горы,

Заблудился старый конкистадор,

В дымном небе плавали кондоры,

Нависали снежные громады...»

Завоевание Центральной Америки  впечатлило не только одного из самых ярких поэтов Серебряного века Николая Гумилева, чьи строки, посвященные старому конкистадору, невольно всплывают в памяти, когда слышишь звуки первого произведения The Arrival (Прибытие) ставшего уже культовым электронного джазового альбома «Monte Alban» («Белая гора»).

Композиция, словно сквозь века, «открывает» картину: перед взором  впервые прибывших в Мексику конкистадоров  величественный вид: горы, звенящий от жары воздух, впереди – неизвестность….  

Первые звуки ударных едва слышны, но мягкое пианиссимо постепенно нарастает и к ритмичным  ударными присоединяется соло саксофона. Еще немного и в нейтральные ритмы вплетаются тревожные ноты – тон еще мажорный, но уже чувствуется некая затаенная тревога. Вот и соло  саксофона начинает новый «разговор» с гитарой и ударными – музыка  уже не столь мелодична и отчетливо слышен диссонанс.  «Диалог» музыкальных инструментов ставится все более резким, тема саксофона –  уже не столь мелодична, напряжение нарастает. Все сильнее форте, все быстрее ритм.

Ты уже знаешь, что что-то должно случиться. Но нельзя изменить неизбежное – и соло саксофона вновь становится мелодичнее. Из ритма, отбиваемого ударными, исчезает тревога - верхние ноты ушли. На смену приходит  печаль – бархатный «голос» саксофона добавляет басов. Одна из великих древних цивилизаций практически бесследно исчезла, а уставшие путники продолжали идти…Их шаги затухали вдали. Вот уже едва слышны размеренный ритмы ударных, вот затихли и они. Тишина…

Первая композиция альбома «Monte Alban» сразу задает весь тон и завораживает слушателей. Их даже  не пугает мощные звуки, которые периодически обрушиваются во время концерта – смена ритма, тональности и силы звучания не дает ослабеть вниманию. В альбоме 8 композиций, но наиболее яркие из них - - Eye of the Jaguar (Глаз Ягуара), At theFoot of the Heavens (У Подножия небес), Monte Alban Blues (Монте-Альбан блюз). По мнению многих музыкальных критиков, «Monte Alban»  - один из лучших альбомов.  Записанный  в Мексике в 2016 году, альбом получил восторженную прессу не только в Польше, но и мировую. Завоевал номинацию  Poland's Fryderyk Award как «Лучший джазовый альбом года» и оценку и  «5 звезд» от престижного американского портала «All About Jazz» - «Запись под названием «Монте-Альбан» – необычное, любопытное, аккуратно сфокусированное произведение искусства» -Dan McClenaghan (All About Jazz).

Также «Monte Alban» стал лучшим релизом 2016 года по итогам престижных чартов.

Зрителей, наслышанных о новаторских идеях польской легенды джаза, вначале обескуражил минимализм оформления сцены, ведь все ждали электронный концерт «космической музыки».

Но с первыми музыкальными тактами зал приморской краевой филармонии «заиграл» красками. Заработала «световая пушка» - одно из наиболее распространенных технических средств на  музыкальных концертах. В выступлении польского джазового коллектива «световая пушка» стал не просто техническим элементом оформления, а выступила в гармоничном дуэте с музыкой. Красный, желтый, белый, синий потоки света также «кружились» в ритме джаза. Это слияние технических выразительных средств  и импровизации ритмов, раскрывали всю бесконечность «космического» альбома.

Без сомнения, эта особенность была использована легендой польского джаза на все 100 процентов! А диско-шар добавил сияние «звезд».

Новаторство создателей концертной программы можно назвать простым и гениальным. Только самое главное – в музыке, технических средствах и оформлении – остальное «дорисует» воображение зрителей. И импровизация станет такой же бесконечной, как космос.

Космические идеи, которыми поделился в приморцами лучший джазмен Польши Adam Pierończyk, покорили публику.

На мой взгляд, лучшая композиция представленного альбома  -Eye of the Jaguar (Глаз Ягуара) ярко демонстрирует безграничную джазовую импровизацию, которой так славится автор.

Инна Эстрина