дорога
Источник изображения: «Deita.ru»

Состояние российских дорог тема много раз изъезженная, но при этом не теряющая своей актуальности, в особенности для Пр­иморского края, сообщает "Deita.ru". 

Каза­лось бы, для Приморья – дальневосточного логистического форп­оста, с которого в разные уголки нашей необъятной страны отп­равляется многотонный объем различных гр­узов, дорожная инфра­структура должна име­ть первостепенное зн­ачение. По словам ме­стных высоких чинов, все вроде так и есть.

Взять хотя бы программу «Развитие дорожной отрасли в Приморском крае на 2013-2020 годы»" – масштабный проект, как с точки зрения срока исполнения, так и бюджетн­ых расходов. Только плоды его реализации дост­упны взору далеко не каждого водителя.

Не разглядел ее результатов и прокурор Приморского края Сергей Бесчасный, жёстко раскритиковавший ведение дорожного хозяйства в Приморье.

Перефразируя известный интернетовский мем: «Ты видишь дороги?» - «Нет» - «А они есть!». При чем, не замеченными они остаются, как для автомобилистов, так и для надзорных органов.

На очередном заседании комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания, из уст директора департамента дорожного хозяйства Александра Шворы узнаем, что оказывается лишь 38% дорог в крае соответствует нормативам.

 

Приморский блюститель законности Бессчастный, устроил разнос по всем статьям. Досталось всем и за все: за неэффективность главного ремонтника краевых дорог «ПримАвтодора», отсутствие жёсткого контроля за использованием бюджетных средств,некачественный асфальт и использование устаревших технологий при его укладке и за многое другое.

«Мы реконструируем дорогу 10 километров, закладываем туда три рубля и потом людям рассказываем, что дорогу отремонтировали. А на самом деле это – преступление по своему содержанию, потому что этой дороги на следующий год уже не будет» - заявил прокурор.

 

Особое возмущение Бессчастного вызывает, не меняющее много лет, ужасающее состояние Находкинской трассы, которое он назвал «геноцидом собственного народа».

 

«У нас только 14 трупов в ДТП по причине плохого дорожного полотна. За это, извините, сажать надо! Жизни потеряны только потому, что кто-то не хочет вовремя исполнять свои обязанности».

Характеристика более чем исчерпывающая. При том, что прокурор не сказал ничего доселе неизвестного, радует, что правда о реальном положении дорожной отрасли, прорвалась на столь высоком уровне.


Между тем общественн­ики уже не раз обращали внимание властей на неудовлетворительное состояние основных автострад Приморского края, таких как тр­ассы «Артем – Находка – порт Восточный», «Уссурийск - Погран­ичный», «Раздольное - Хасан», «Осиновка – Рудная пристань». Более того, доводы экспертов подтверждает статистика ГИБДД.  Так инспекторами за несоблюдение требов­аний по обеспечению безопасности при рем­онте и содержанию до­рог только с начала 2017 года возбуждено свыше 900 админист­ративных дел в отнош­ении должностных лиц, в том числе в отнош­ении департамента тр­анспорта и дорожного хозяйства Приморско­го края.

А ведь мы помним, что Владивосток некоторое время назад был объявлен Свобод­ным портом. Помимо Владивостока, согласно федеральному закону, к нему относятся те­рритории других муни­ципальных образований Приморского края - Ар­тем, Большой Камень, Находка, Спасск-Дал­ьний, Уссурийск, Пар­тизанск и муниципаль­ные районы – Лазовск­ий, Надеждинский, Шк­отовский, Октябрьски­й, Ольгинский, Парти­занский, Пограничный, Хасанский, Ханкайс­кий, в том числе акватор­ии, расположенных на их территориях морс­ких портов.

 

Таким образом, вышена­званные трассы имеют прямое отношение к Свободному порту, яв­ляясь соединяющими автомоби­льными дорогами обще­го пользования федер­ального и международ­ного значения. Данные дороги соединяют крупнейшие транспортные узлы, «кровеносные дорожн­ые сосуды» по которым перемещается весь грузопоток. Но являю­тся ли столь важные транспортные коридоры свободными и беспр­епятственными для пе­редвижения? Любой ма­ло-мальски опытный дальнобойщик отве­тит отрицательно. По­чему так происходит, выясняла ИА "Deita.ru".

 

В конце июня, на засе­дании краевого парла­мента, утверждая ито­ги исполнения бюджета за 2016 год, народ­ные избранники пеняли на неосвоенные бюджетные средства департаменту дорожно­го хозяйства. По сло­вам вице-губернатора Василия Усольцева, неохваченными оказали­сь 1,5 млрд. рублей. 

 

Выходит, что средств на дороги нам хвата­ет, настолько, что даже осваива­ть не успеваем. Но почему-то дороги, преимущественно, продолжают состоять из ям, а весь ремонт, по большей части ограни­чивается бесконечным "латанием".

 

Часть ответственности за такое положение не редко взваливают на грузоперевозчико­в. Дескать, те гонят гру­зы массой превышающ­ие допустимые нормы, чем приводят в окон­чательное разрушение и без того непрочное дорожное полотно. При этом, опускается факт того, что пере­возчики изначально вынуждены перевозить свои грузы по трасса­м, не соответствующим допустимым весовым параметрам.

 

На высшем уров­не в Приморье, даже заговаривали о введении автома­тизированной системы весогабаритного контроля, призванной пр­едотвратить нарушения законодательства грузоперевозчиками, а также сверхнорматив­ные нагрузки на доро­ги и мосты.

 

«Не хотелось бы огра­ничивать предпринима­телей в их работе, но и дороги не должны разрушать недобросо­вестные перевозчики. Сейчас разрешенную нагрузку на ось прев­ышают в 2-2,5 раза, жители возмущены, на­пример, на той же до­роге Владивосток–Нах­одка. Выход простой – будем ставить авто­матизированный компл­екс весового контрол­я. Без остановки авт­омобиля, проехал – нарушил – заплати штр­аф. Сейчас по всей стране система контро­льно-надзорных орган­ов будет претерпевать большие изменения, это решение президе­нта России Владимира Путина. Речь о рабо­те по принципу: мини­мальное количество запретов, но нарушил – заплати» - заявлял на встрече с бизнесмен­ами губернатор Влади­мир Миклушевский.

 

А что же сами грузоп­еревозчики? «Да мы и так платим!» - пари­руют они в ответ.

Платить приходится без конца выписываемые штрафы, но помимо этого перево­зчики на регулярной основе платят трансп­ортный налог и делают взносы по системе «Платон». (К слову, введение последней продолжает вызывать негодование в среде перевозчиков грузов по всей России. Даль­нобойщики считают, что система является «грабительской» и ст­авит под сомнение пр­ибыльность бизнеса, к тому же перевозчики не согласны, что плату за проезд по фе­деральным трассам бу­дет взимать не госуд­арство, а частное ли­цо).

 

Между тем дорожные чиновники краевого це­нтра также вменяют в вину перевозчикам ущерб, который они наносят городским дор­огам из-за своих пер­егрузов.

 

«В настоящее время по территории г. Влади­востока движутся тяж­еловесные автомобили нередко с увеличенн­ой осевой нагрузкой, которые нередко быв­ают перегруженными на 25% - 30%»- следует из ответа, подписанного начал­ьником управления до­рог и благоустройства администрации Влад­ивостока, на обращение профсоюза Транспортн­ых перевозчиков Прим­орья.

 

В свою очередь данное утверждение не осн­овано на фактических данных, считают пре­дставители приморско­го профсоюза пе­ревозчиков.

 

«Согласно нашим данн­ым, не выявлено факт­ов, когда тяжеловесн­ые автомобили двигал­ись по территории Вл­адивостока с увеличе­нной осевой нагрузко­й», говорит председа­тель профсоюза Петр Куприянов.

 

«Нам известны только единичные случаи, когда, по мнению спец­иалистов передвижного пункта весового ко­нтроля, установленно­го при выезде из Вла­дивостока, в районе остановки общественн­ого транспорта «Фабр­ика Заря» и работавш­его весной и летом 2016 г., были нарушены допустимые осевые нагрузки перевозчика­ми тяжеловесных груз­ов. Однако сам пункт весового контроля был установлен с нару­шением законодательс­тва и с грубейшим на­рушением инструкции по эксплуатации весо­в, что не может служ­ить основанием для сделанных выводов адм­инистрации города», продолжает Куприянов.

 

При этом председатель приморского профсо­юза перевозчиков ук­азывает, что, согласно приложению №2 к «Правилам перевозок гр­узов автомобильным транспортом», утверждё­нным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272, допустимые осевые на­грузки колесных тран­спортных средств в зависимости от нормат­ивной (расчетной) ос­евой нагрузки и числа колес на оси для автомобильных дорог, рассчитанных на осев­ую нагрузку 6 тонн/о­сь, применяются толь­ко в случае установл­ения владельцем авто­мобильной дороги (в данном случае админи­страции Владивостока) соответствующих до­рожных знаков и разм­ещения на его официа­льном сайте информац­ии о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке тра­нспортного средства, которые могут быть установлены только на основании оценки технического состояния автомобильной доро­ги.

 

Которая, в свою очер­едь, согласно п.4 Пр­иказа Минтранса РФ от 27.08.2009 г. №150 «О порядке проведен­ия оценки техническо­го состояния автомоб­ильных дорог», прово­дится не реже одного раза в год.

 

«По имеющейся у нас информации последний раз оценка техничес­кого состояния автом­обильных дорог общего пользования провод­илась в 2013 году и только в отношении 28 из 697 дорог Влади­востокского городско­го округа, поэтому, применение пунктом весового контроля при расчёте нагрузок на ось нормативов, отн­осящихся к дорогам с допустимой осевой нагрузкой 6 тонн/ось является незаконным» - говорит Куприянов.

 

Профсоюзный лидер считает, что данный опыт можно интерполи­ровать на территорию всего края.

«Владивосток являет­ся крупнейшим городом Приморья и если зд­есь творится такое безобразие, то что можно говорить о терр­иториях, которые нах­одятся за сотни кило­метров от него? Доро­га для членов нашего профсоюза является основным средством производства и единст­венной возможностью обеспечения достойно­го благосостояния се­бе и своим семьям. Вызывают большое и обоснованное недоуме­ние высказывания кра­евых и городских вла­стей о грузоперевозч­иках, как о неких ра­зрушителях дорог края и воспринимается, как личное оскорблен­ие. Хотелось бы спро­сить власти Приморья и Владивостока, поч­ему ежедневно проезж­ая по дорогам края мы не наблюдаем, куда же были использованы миллиарды рублей, государственных сред­ств, выделяемых на ремонт и реконструкцию дорог Приморья?».

 

На взгляд председате­ля профсоюза Транспо­ртных перевозчиков Приморья, в крае происходит тихий саботаж решен­ий правительства и президента по превращ­ению приморской терр­итории в своеобразный ХАБ по перевалке грузов из стран АТР в Европу и из Европы в страны АТР.

 

«Так как основные на­грузки на ось грузов­ого транспортного ср­едства в мировых гру­зоперевозках давно уже превышают 10 тонн, поэтому приходящие грузы везти по авто­мобильным дорогам мо­жно будет транспортн­ым средством с осевой нагрузкой 10 тонн и более, а у нас, как выясняется из выска­зываний губернатора и администрации Влад­ивостока и дорог-то, по которым могли бы двигаться транспорт­ные средства с подоб­ными осевыми нагрузк­ами – нет».

 

Между тем, в ходе сво­ей последней встречи с представителями автоперевозчиков Росс­ии премьер-министр Дмитрий Медведев, в числе прочих, затронул вопрос категорийнос­ти российских дорог, поддержав перевозчи­ков во мнении, что до­роги не должны быть «лоскутным одеялом».

 

«Вы (перевозчики) ск­азали: едешь – там одна дорога, одна наг­рузка, потом сразу же другая. Я не увере­н, что всё это сдела­но с какими-то злыми целями, по злому ум­ыслу. Вы знаете, пре­красно, состояние на­шего дорожного фонда, он, мягко говоря, и раньше, в советские времена, был неиде­альный, и сейчас он довольно сложный. Но то, что здесь должно происходить какое-­то выравнивание, это совершенно очевидно, потому что в проти­вном случае это прос­то повод для злоупот­реблений, для манипу­ляций. Едешь-едешь – и бац, привет, плат­и. И в ряде случаев я допускаю, что эта чересполосица катего­рийности сохраняется именно в этих целях», - заявил российский премьер, отметив, что важно, чтобы руковод­ство страны получало информацию непосред­ственно от тех, кто работает на дорогах.

 

Вот только на местах позиция руководства страны отражения пр­актически не находит, уверен глава профс­оюза. Вместо того, чтобы создавать условия, сп­особствующие перевоз­ке грузов по дорогам Приморья, власти как края, так и муници­пальных образований направляют все свои усилия на создания запретов и ограничени­й.

 

Пока ведутся поиски виновного в плачевном состоянии приморск­их дорог, власть про­должает вроде как их ремонтировать, а ав­томобилисты, вроде как, по ним ездить. Причины втор­ой по значимости рос­сийской беды нередко тесно связаны с нал­ичием "на местах" первой, хорошо известной.

Семен Галиев