Ночная объездная
Источник изображения: ИА «Deita.ru»

Кто несет ответственность за разбитое лобовое стекло, если разбил его камень, вылетевший из-под колес  другого автомобиля? Обычная для автолюбителей ситуация становится спорной в судах по всей стране, сообщает ИА "Deita.ru". Например, апелляционная инстанция Камчатского  краевого суда посчитала, что в этой ситуации водитель первого автомобиля виновен в повреждении гравием автомобиля, ехавшего сзади.

Суд посчитал, что причиной ДТП стало нарушение Правил дорожного движения, потому что водитель не учел состояние дорожного покрытия, особенности автомобиля при движении по гравийному участку дороги, то есть, мог предусмотреть печальный для идущего сзади автомобиля исход.  

Случай признан страховым по ОСАГО, страховая компания обязана оплатить ремонт, «возместив» свои «расходы» с «виновника» ДТП – страховка для него теперь будет стоить дороже, согласно правилам страхования.   

При этом, в прошлом году Верховный суд, рассмотрев аналогичную по сути жалобу водителя, постановил, что вылетевший из-под колес камень, разбивший чью-то машину, - это вообще не ДТП.

По мнению Верховного суда, камень вылетел из-под колес машины по обстоятельствам, независящим от водителя. Он не совершал никаких действий, чтобы отправить этот камень в лобовое стекло следующего за ним автомобиля,  не мог предвидеть, что из-под его автомобиля вообще что-то вылетит и разобьет чье-то лобовое стекло.

"Событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в статье 2 закона о безопасности дорожного движения и в пункте 1.2 Правил дорожного движения", - резюмировал Верховный суд.

Эксперт по автомобильному праву Александр Шакуро, десятки лет проработавший в Госавтоинспекции Приморского края в беседе с корреспондентом ИА «Deita.ru» объяснил, что есть два похода к понятию ДТП. Один прописан в ПДД и федеральном законе о безопасности дорожного движения. «ДТП» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». То есть, есть дорожное покрытие, автомобиль, движение и ущерб – значит, это ДТП.

Но есть второй «ракурс» вопроса: «Согласно юридической науке, дорожно-транспортное происшествие – статья 12.24 КОАп и 264 статья УК, кроме составляющих, перечисленных в ПДД, должно включать главное – нарушение норм и правил эксплуатации транспортного средства. То есть, если, например, автомобиль едет по битумному покрытию с вкраплениями гравия, если превышен скоростной режим, установленный для этого покрытия и в результате выскочивший камень повреждает лако-красочное покрытие или лобовое стекло идущей следом машины – тогда это ДТП и с точки зрения юридической науки, а не только с точки зрения ПДД. Так что каждый такой случай необходимо рассматривать персонально. Возможно, как раз водитель позади идущего транспортного средства не выдержал дистанцию для подобного дорожного покрытия? Все эти нюансы учитывает суд», - пояснил Александр Шакуро.

«Что касается страховщиков, то в случае, когда вина водителя не установлена, то ущерб возмещается в равных размерах», - добавил эксперт.

Галина Симонова