Марина Баринова
Источник изображения: Ирина Павленко

«Проникновение в Приморье» — новый издательский проект, серия сольных альбомов, где разные авторы языком фотографии рассказывают о Приморском крае. Инициатива вдохновлена фотоконкурсом «Посмотри на Владивосток» http://lookatvladivostok.ru/, по результатам которого ежегодно издаются альбомы о Владивостоке. 

Автор идеи, куратор и продюсер проекта Марина Баринова рассказала корреспонденту DEITA.RU, как зародился новый проект, о чём будет первый фотоальбом, который презентуют во Владивостоке 19 февраля в 17 часов в Музее имени Арсеньева.

- Марина, как появилась идея сделать фотопроект «Проникновение в Приморье»?

- У этой идеи есть своя предыстория. В 2012 году стартовал проект «Посмотри на Владивосток» — фотоконкурс, в котором представлены фотографии, сделанные только во Владивостоке. На сегодняшний день по его результатам издано уже пять альбомов. Примерно через год после выхода первого альбома к нам, организаторам, стали обращаться разные люди — представители творческой индустрии, фотографы, региональные чиновники, жители Приморья с идеей сделать подобный проект о нашем крае. Для меня всегда важно слово, в данном случае это наименование проекта, потому что с точки зрения проектного управления правильное название всегда указывает на результат. «Посмотри на Владивосток» это призыв — посмотри на Владивосток. Что мы хотим сделать подобным проектом для Приморья — оставалось вопросом.

И как-то через пару лет летним приятным вечером мы беседовали втроём — с арт-критиком Александром Лобычевым и директором Музея современного искусства «АртЭтаж» Александром Городним. Ни к фотографии, ни к продюсируемым мной проектам беседа отношения не имела. Но разговор шел о художественных образах территории. Между двумя Александрами разгорелся горячий спор, и я уже не восстановлю, кто из них, аргументируя что-то другому, воскликнул: «Ты понимаешь, что это как проникновение в Приморье!» И у меня, что называется, пазл сложился. Я поняла, что это про то самое. Именно «Проникновение в Приморье» последует за проектом «Посмотри на Владивосток» и будет иметь отношение ко всему нашему краю.  

Как только появилось название, сами собой улеглись в пазлы и другие составляющие. Отдавая дань прародителю «Посмотри на Владивосток», было принято решение, что это будет серия ежегодных фотоальбомов — в год по одному альбому одного автора. Признаюсь, выбирая автора, я смотрю на тех фотографов, которые участвуют в проекте «Посмотри на Владивосток». И здесь не вопрос междусобойчика. Просто про этих фотографов я больше понимаю, у меня с ними складываются определённые отношения. Я начинаю чувствовать их, наблюдать за тем, что они делают, как посредством своего фотоискусства познают не только Владивосток, но и край.

- Как выбирали автора для первого альбома, и известен ли уже автор следующего?

- Чей альбом будет первым, у меня, вообще, не было вопроса. Конечно, Виталия Беркова. Он пейзажный фотограф, человек, впитывающий в себя через путешествия Приморский край, возвращающийся и дарящий нам свои впечатления и узнавания в фотообразах.

Следующий альбом, точно знаю, чей будет. Александра Хитрова. Более того, даже знаю, какие будут фотографии — из его серии про приморскую глубинку. Несколько лет назад он ездил в самые дальние поселения Приморского края. У него очень цельная подборка о том, каков быт в этих деревнях, какие лица у людей, репортажи о жизни в тех местах. 

Если первый альбом Виталия Беркова — про пейзажи, про виды, про путешествия; то второй будет про людей, живущих в глубинке Приморского края. Каким будет третий, пока не знаю, но думаю об этом. Родится, видимо, по ходу. 

- Смотря альбом фотографий Виталия Беркова, я поняла, что не просто вижу виды и пейзажи, а листая страницы, читаю рассказ о путешествии.

- Да, это рассказ путешественника. Во вступительном тексте историк Светлана Руснак позволила вывести по отношению к Виталию очень ответственный прототип. Что он как продолжатель дела Владимира Клавдиевича Арсеньева, который увлекался фотографией и, фотографируя в путешествиях по Приморью, многое оставил нам в качестве наследия. Поэтому и презентацию альбома «Проникновение в Приморье» с фотовзглядом Виталия Беркова мы делаем в Приморском государственном музее имени Арсеньева, в залах, посвящённых Владимиру Клавдиевичу.

Логику альбома мы составили как путешествие. Есть карта. Помечены точки, где сделаны фотографии. И с юга на север мы начинаем вместе с Виталием подниматься и видеть Приморье его взглядом. Мы не стали делать больших текстов к альбому, потому что его фотографии позволяют проникнуть в Приморье через взгляд, а не через описание.

- Такие фотокниги будут отличной презентацией нашего края.

- Да, очень часто слышу радостные отклики на фотоальбомы «Посмотри на Владивосток», а теперь и на «Проникновение в Приморье» — «Ах, как здорово! Есть что дарить туристам, гостям, знакомым!» Я же эти проекты делаю для нас, здесь живущих, в первую очередь. 

Конечно, рада, что альбомы «Посмотри на Владивосток» разъезжаются по всему миру — они есть в Англии и Германии, в Америке и Японии, в Австралии и Китае, в Корее и Франции, в Чехии и Болгарии, в Беларуси и Украине. Гости нашего города увозят их с собой как память о Владивостоке, их дарят зарубежным друзьям и партнёрам. Но для меня очень важно, чтобы «Проникновение в Приморье» появлялось в домах жителей Приморского края. Чтобы мы сами увидели место, в котором живём, захотели иначе относиться к своей территории, заботиться о ней. Часто по отношению к территории применяют такие слова как «любовь»: «Я люблю Владивосток», «Я люблю Приморский край». Остерегаюсь таких утверждений, но в данном случае скажу, что для меня любовь — это, в первую очередь, забота и внимание. Если мы любим другого человека, то относимся к нему с трепетным вниманием, с большой теплотой и заботой. Так же и с территорией. Если мы говорим о любви к территории, то надо ответить на вопрос: «Что мы делаем?» Мы о ней заботимся, мы её содержим в порядке, мы внимательны к людям, на ней живущим.

- Какие аспекты жизни края хотелось бы показать в последующих книгах серии?

- Я не выстраиваю журнально-тематической линейки. Не решаю, что вот про это надо рассказать и ещё про это, а потом подобрать под тему фотографа. Я иду через свое отношение к людям, наблюдая, что и как они делают. Буду реагировать на то, что вижу, что будут рекомендовать, советовать. Первый альбом ещё только-только появился, а уже есть предложения для последующих изданий.

- Вы реализовали уже много успешных проектов. Как у Вас появляются проектные идеи? 

- С одной стороны, у меня, как у зрелого человека, есть определённые дискурсы, которые для меня важны по жизни – то, о чем я думаю, чем я занимаюсь. С другой стороны, то, что касается порождения новых идей, проектов — они рождаются из содержательной коммуникации. Когда есть с кем говорить, про что говорить. Иногда, очень случайно, говоришь про одно, а на полях себе делаешь пометки какие-то, и из этого рождается новый проект.  Когда говоришь с людьми о важном, то что-то важное и рождается. И если это синхронизируется с моими жизненными установками, темами, в которых я живу, я позволяю себе доводить это до проектного оформления. Конечно, если позволяют ресурсы и есть с кем это делать. Когда складывается команда тех, кому это по разным причинам надо, то случаются хорошие дела. Есть три составляющие в порождении новых добрых, хороших, жизнеутверждающих проектов – это наличие собственных осмысленных тем жизни, наличие собеседников, с которыми есть о чём доверительно говорить, и наличие тех, кто вместе с тобой будет делать.

Ирина Павленко