11 декабря 2016, воскресенье
ПриродаВ Мире1 июня 2012, 21:16печать

Вороны узнают голоса людей

Эта способность помогает им выжить в жестокой городской среде

1 июня 2012, 21:16, Дейта. Вороны умеют узнавать голоса знакомых им людей, а также и знакомых им птиц других видов, считают учёные, сообщает NUUS.ru.

Эта способность может помогать умным птицам процветать в условиях городской среды – звуковые сигналы от двуногих и летающих соседей ворон способствуют поиску пищи и предупреждают о потенциальных опасностях.

Исследовательская группа использовала записи голосов людей и галок, чтобы протестировать реакции ворон. Результаты исследования опубликованы в журнале “Animal Cognition”.

Ведущий исследователь Клаудия ВАШЕР из Венского университета говорит, что хотя вороны и раньше были широко известны как очень умные птицы, большинство исследований были посвящены прежде всего способностям ворон взаимодействовать друг с другом.

– В городах вороны живут рядом с галками, сороками и чайками, а также рядом с людьми, – говорит доктор Вашер в интервью «Би-Би-Си Нэйчур». – Некоторые люди могут симпатизировать воронам и подкармливать их, а другие – относиться к воронам с неприязнью и разгонять их. А кое-кто может даже охотиться на ворон. Чтобы выяснить, могут ли вороны отличать всех этих людей (и птиц) друг от друга, мы изучили поведение восьми чёрных ворон, содержащихся в университетских вольерах. Одни и те же люди кормили птиц и взаимодействовали с ними каждый день. А исследователи записали голоса пятерых этих людей и голоса пяти человек, никогда не общавшихся с воронами (было записано слово «Эй!»).

Когда учёные воспроизводили записи птицам, то они реагировали гораздо активнее – поворачивались в сторону динамика и смотрели на него – когда слышали незнакомые голоса.

– Некоторые люди могут представлять для ворон значительную угрозу, – объяснила Вашер, – поэтому, когда они слышат чей-то незнакомый голос, то настораживаются и готовы улететь.

Затем исследователи повторили тот же самый эксперимент, записав крики галок, живущих в одних вольерах с воронами. Воспроизводились короткие «контактные крики» – краткие звуковые приветствия, используемые птицами – от знакомых воронам галок и от галок, с которыми вороны никогда не встречались. В этом эксперименте исследователи получили противоположный результат – вороны сильнее реагировали на крики знакомых галок, чем на крики незнакомых.

Доктор Вашер утверждает – этот результат показывает, что вороны могут строить постоянные отношения и с определёнными представителями других видов.

– Мы уже знаем, что для врановых очень характерно кооперироваться для совместных действий с другими родственными им птицами, – говорит она.

Предыдущее исследование показало, что, когда вороны ищут корм или решают какие-то задачи, «они избегают индивидуальных действий и предпочитают совместную работу».

– Так что, возможно, такое поведение ворон распространяется и на птиц других видов, – предполагает доктор Вашер.