8 декабря 2016, четверг
ПриродаВ России6 марта 2014, 17:37печать

Иркутские ученые зафиксировали космический взрыв

Специалисты из нашей страны оказались первыми в мире

6 марта 2014, 17:37, Дейта. Эхо взрыва далёкой звезда зафиксировал телескоп сети «Мастер», который установлен на астрофизическом полигоне Иркутского государственного университета (ИГУ) в Тункинской долине, сообщает пресс-служба университета.

Всплеск космического гамма-излучения пришел на орбитальную гамма-обсерваторию «Свифт» 4 марта. Через минуту сигнал со спутника был принят телескопом-роботом сети «Мастер», установленным на астрофизическом полигоне Иркутского государственного университета в Тункинской долине. А еще через 23 секунды он уже начал съемки в оптическом диапазоне.

«Телескоп в Тункинской долине оказался первым в мире телескопом, который зафиксировал слабый свет от далекого космического взрыва», – подчеркнул директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев.

Видимая звездная величина объекта составила 16,5 – это почти в 20 тысяч раз меньше, чем у самой слабой звезды, которую можно увидеть невооруженным глазом. За всю историю гамма-наблюдений расстояния до гамма-источников удалось определить только в 350 случаях. Открытый телескопом на иркутском полигоне объект оказался на двенадцатом месте из 350 по удалению.

«Свет от древнего источника шел к нам 12 миллиардов лет. Подавляющего большинства звезд и галактик тогда еще не существовало. Во всей Вселенной в те времена еще не было ни одной планеты. И только через 8 миллиардов лет после обнаруженного всплеска сформировалась Солнечная система вместе с Землей», - сказал Язев.

По мнению руководителя проекта «Мастер», профессора МГУ Владимира Липунова зарегистрированная вспышка излучения порождена, скорее всего, взрывом одной из звезд первого поколения. Такой взрыв должен был породить черную дыру. В настоящее время крупнейшие телескопы мира продолжают изучение нового объекта на краю видимой части Вселенной.

ФОТО: newcopperbeard.livejournal.com