ПриродаВ Мире7 сентября 2011, 15:00печать

В нашей галактике найдены звезды-бомбы

При замедлении вращения, такие небесные тела взрываются

7 сентября 2011, 15:00, Дейта. Так называемые сверхновые типа Ia возникают из белых карликов - старых «выгоревших» звезд небольшой массы, лишенных собственных источников энергии. Такая звезда может стабильно существовать, если ее масса не превышает 1,4 массы Солнца - предела Чандрасекара.

Считалось, что сверхновая вспыхивает, когда белые карлики, забирая вещество у звезды-донора, превышают по массе предел Чандрасекара, и гравитация «сжимает» звезду. Однако, как отмечают Розанна ди Стефано из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики и ее коллеги, свидетельств в пользу этой теории возникновения сверхновых типа Ia пока обнаружить не удалось - астрономы не нашли возле следов вспышек сверхновых ни потенциальные звезды-доноры, ни остатки «недоеденных» белым карликом водорода и гелия.

Ученые предполагают, что звезды-»бомбы», которые могут вспыхнуть как сверхновые, можно вычислить по другим признакам, в частности, по скорости их вращения. Согласно их гипотезе, набирая массу, белый карлик также начинает быстрее вращаться вокруг собственной оси, и если он ускорится достаточно, то сможет «удержаться» и оставаться стабильным и за пределом Чандрасекара. После того, как карлик прекратит набирать дополнительную массу, он начнет постепенно замедляться, и сверхновая вспыхнет, когда скорость упадет до критически низкого значения. Таким образом, по оценкам авторов статьи, между окончанием «набора веса» и вспышкой может пройти до миллиарда лет, за которые все «следы» того, что белый карлик когда-то забирал вещество у другой звезды, могут исчезнуть.

«Наша работа интересна тем, что мы показываем, какие важные следствия может иметь процесс «раскрутки» и «торможения» белого карлика. Астрономы должны серьезнее подходить к оценке углового момента белых карликов, набирающих массу, хотя это и крайне трудная задача», - отметила ди Стефано, чьи слова приводит центр астрофизики. По подсчетам астрономов, каждую тысячу лет происходят три вспышки сверхновых типа Ia. Если среднестатистической звезде-»бомбе» требуются миллионы лет для того, чтобы замедлиться и взорваться, то теоретически в пределах нескольких тысяч световых лет от Земли должны находиться десятки таких «бомб». Обнаружить их будет трудно, но ученые надеются, что это позволят сделать новые проекты широкомасштабных обзоров неба, например, на системах телескопов Pan-STARRS и LSST (Large Synoptic Survey Telescope), сообщает Взгляд.

USD:56.5656.27