9 декабря 2016, пятница
ПриродаВ Мире11 октября 2011, 11:42печать

Паразиты привели к эволюции человека

Открытие подтверждает концепцию "инфекционного" видообразования

11 октября 2011, 11:42, Дейта. Группа ученых под руководством Аджита Варки (Ajit Varki) из университета штата Калифорния в Сан-Диего (США) обнаружила глубокие генетические корни «паразитической» эволюции, проследив за реакцией иммунной системы человека на появление молекул сиаловой кислоты, которые кодируются геном Neu5Gc.

Варки и его коллеги открыли этот ген в 2005 году. Neu5Gc связан с устойчивостью человека к малярии приматов - ее возбудитель цепляется за молекулы сиаловой кислоты, которые отсутствуют на поверхности человеческих клеток. Данный ген «отключен» в геноме человека, в отличие от большинства млекопитающих, у которых сиаловая кислота является одним из основных компонентов клеточной оболочки.

Авторы статьи подготовили концентрированный раствор человеческих антител, «нейтрализующих» молекулы кислоты Neu5Gc, и влили его в емкость с питательной средой, в которой находились сперматозоиды шимпанзе. Оболочка этих клеток собрана из чуждых человеческому организму веществ, в число которых может входить и Neu5Gc.

Эксперимент показал, что антитела прикрепились к сперматозоидам приматов и уничтожили их.

«Иммунная система древних людей стала рассматривать эту кислоту в качестве «врага». Примерно в это же время люди стали есть красное мясо, которое богато молекулами Neu5Gc, что могло еще больше стимулировать иммунный ответ», - пояснил один из участников исследовательской группы Паскаль Ганье (Pascal Gagneux) из университета штата Калифорния в Сан-Диего (США), чьи слова приводит пресс-служба университета.

Затем ученые вывели популяцию генетически модифицированных мышей, у которых они «отключили» их природный ген Neu5Gc и вставили ген иммунитета к нему. Самки из этой группы грызунов приносили значительно меньше потомства, чем их дикие сородичи, из-за того, что их иммунная система уничтожала сперматозоиды еще до приближения к яйцеклеткам.

«Шаг за шагом, эта несовместимость должна была уменьшить и уничтожить популяцию людей, у которых ген Neu5Gc не был «выключен». Удивительно, но моделирование показало, что этот процесс пойдет быстрее в том случае, если иммунная система будет убивать не все, а только часть сперматозоидов с оболочкой из Neu5Gc», - пояснил Ганье.

Биологи полагают, что их открытие подтверждает концепцию «инфекционного» видообразования. Основным двигателем эволюции в таком случае выступает «гонка вооружений» между организмами-»нахлебниками» и их хозяевами - устойчивые особи отделяются в новый вид, чтобы избежать атак паразитов и бактерий, которые эволюционируют аналогичным образом, сообщает ВЗГЛЯД.