10 декабря 2016, суббота
ПриродаВ Мире14 июля 2011, 17:51печать

Ученые раскрыли очередную тайну галактик

Стали известны новые факты о черных дырах

14 июля 2011, 17:51, Дейта. Астрономы установили, что сверхмассивные черные дыры в центрах галактик активизируются преимущественно в результате внутрегалактических процессов. Статья ученых выйдет в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.

Главным объектом исследования выступали активные ядра галактик - мощные космические источники излучения. Считается, что излучение таких ядер - следствие процессов в окрестностях сверхмассивной черной дыры, которая активно поглощает материю. Известно, что далеко не все галактики обладают активными ядрами, и до последнего времени считалось, что причиной активизации ядер служат столкновения звездных скоплений друг с другом.

В рамках 5-летнего исследования ученые наблюдали более 600 галактик, расположенных на расстоянии более 11 миллиардов световых лет от Земли в созвездии Секстант. Наблюдения проводились при помощи рентгеновского телескопа XMM-Newton и телескопа VLT Европейской южной обсерватории.

Ученые установили, что активными ядрами обладают в основном галактики очень большой массы с большим количеством темной материи. По словам ученых, если бы теория столкновений была верна, то активные ядра встречались бы преимущественно в скоплениях средней массы - порядка триллиона солнечных.

Ученые установили также, что сверхмассивные черные дыры в центре активных ядер примерно в 20 раз тяжелее, чем предсказывает теория. Из этого астрофизики сделали вывод, что ядра галактик активизируются в результате процессов внутри этих самых галактик. Какие именно процессы заставляют ядра галактик активизироваться - неизвестно.

Lenta.ru