5 декабря 2016, понедельник
ПриродаВ России14 октября 2011, 14:48печать

Обитаемость черных дыр доказали российские ученые

На орбитах этих небесных тел могут жить иные цивилизации

14 октября 2011, 14:48, Дейта. Области черных дыр могут оказаться обитаемыми — к такому выводу пришел доктор физико-математических наук из Института ядерных исследований Российской академии наук Вячеслав Докучаев. Его научная работа «Есть ли жизнь внутри черных дыр?» опубликована на сайте научной библиотеки Корнелльского университета (Cornell University Library), одного из ведущих научных центров США.

— Факт заключается в том, что устойчивые орбиты существуют не только за пределами черных дыр, но и внутри их гравитационного поля, — рассказал «Известиям» автор сенсационной публикации Вячеслав Докучаев. — Моя идея заключается в том, что на орбитах вокруг черной дыры могут находиться планеты или космические корабли. Попади человек в окрестности зоны «центральной сингулярности», то есть в центр дыры, его разорвет на кусочки. Но если математически просчитать траекторию постоянной орбиты, то можно находиться в зоне гравитационного поля черной дыры и спокойно существовать, вращаясь вокруг ее центра.

Докучаев утверждает, что на орбитах черной дыры, предположительно находящейся в центре нашей Галактики, уже обосновались цивилизации, в разы превосходящие нас по уровню развития.

У экспертов в области теоретической физики пока нет единого мнения по поводу обитаемости черных дыр. Многие считают, что математически модель существования на орбите черной дыры правильна, но малейшее отклонение от идеальной траектории приведет к катастрофическим последствиям.

— Мы не можем утверждать, что там однозначно пустое пространство, ведь существует ряд сил и полей, которые будут оказывать влияние на объект, вращающийся по устойчивой орбите внутри черной дыры. Но на 90% можно сказать, что на практике вращение по устойчивой орбите внутри черной дыры невозможно, — говорит Виктор Березин, старший научный сотрудник Института ядерных исследований РАН. — Существует мнение, что черные дыры хранят в себе массу секретов. Но велика вероятность того, что расчеты неверны и тех, кто туда отравится, сначала расщепит на частицы, а потом они «смогут» встретиться с внеземными цивилизациями и открыть тайны Вселенной. В любом случае, если отправлять туда экспедицию, то вернуться оттуда она уже не сможет.

Докучаев приводит в качестве иллюстрации взаимодействие Земли и Солнца, при котором Земля не падает на солнце и не улетает от него в дальний космос.

— Точно так же можно безвредно вращаться и вокруг центра черной дыры, — уверен ученый. — Новые черные дыры в нашей Галактике образуются в результате гравитационного коллапса каждые 50 лет. И люди не застрахованы от того, что одна из них может появиться рядом с нами, учитывая, что ближайшая к Земле звезда находится на расстоянии всего четырех световых лет. Она со временем может стать черной дырой.

Не более года назад самый влиятельный астроном современности Стивен Хокинг призвал земную цивилизацию активнее осваивать космос и поставить основной целью изучение черных дыр. В теории ученые согласны с Хокингом, но сетуют, что для полета к черной дыре человечеству нужно как минимум построить суперскоростные фотонные ракеты и придумать технологии, которые позволят людям нормально жить в условиях дальних космических путешествий. Известия.