10 декабря 2016, суббота
ПриродаВ Мире24 февраля 2013, 12:10печать

Астрономы впервые увидели следы взрыва гиперновой звезды в нашей галактике

Космическая катастрофа оставила после себя облако газа диаметром почти 1 тысячу световых лет

24 февраля 2013, 12:10, Дейта. Астрономы Японского аэрокосмического агентства (JAXA) первыми обнаружили следы взрыва гиперновой звезды, которая разлетелась на части около 3 миллионов лет назад в пределах нашей галактики.

Излучение остатков гиперновой удалось зафиксировать в рентгеновском диапазоне с помощью прибора, установленного на японском модуле «Кибо» Международной космической станции. По данным астрономов, взорвавшаяся звезда находилась в созвездии Лебедя на расстоянии 5,5 тыс. световых лет от нашей планеты, передает ИТАР-ТАСС.

Ее масса превышала солнечную в несколько десятков раз, а мощность взрыва превзошла показатель обычной сверхновой по меньшей мере в 100 раз. Космическая катастрофа оставила после себя облако газа диаметром почти 1 тыс. световых лет. При наблюдении с Земли эта гиперновая сияла на ночном небе в 40 раз ярче, чем Луна.

Астрономы называют гиперновыми взрывы массивных звезд, которые происходят после гравитационного коллапса их ядер. Считается, что это редкое явление происходит раз в 100 тыс. или даже 1 млн лет.

На данный момент ученым известно о восьми произошедших в прошлом взрывах гиперновых, однако все они были зафиксированы за пределами Млечного пути, в то время как открытая специалистами JAXA звезда находилась в нашей галактике. Столь мощные космические взрывы приводят к сильным радиоактивным вспышкам, которые могут угрожать жизни на Земле. Предполагается, что гиперновая в созвездии Лебедя также могла оказать негативное влияние на земную биосферу и даже быть ответственна за вымирание некоторых видов.