3 декабря 2016, суббота
ПриродаВ Мире27 сентября 2015, 14:00печать

Ученые обнаружили у человека «химический календарь»

Именно он определяет реакцию человека на сезонные изменения

27 сентября 2015, 14:00, Дейта. Американские ученые из Манчестерского университета обнаружили в организме человека, в передней части гипофиза, особую группу клеток, которые реагируют на продолжительность светового дня. В зависимости от количества солнечного тепла и света, получаемого человеком, эти клетки вырабатывают разное количество и состав белков, играя роль «химического календаря», сообщает ИА «Дейта» со ссылкой на Интернет-издание N+1.

Листовидный вырост на передней части гипофиза, на котором обнаружены эти клетки, ранее был загадкой для ученых. Так называемый аденогипофиз выполнял функцию, которую нейрофизиологам никак не удавалось распознать. Как оказалось, он играет ключевую роль в регуляции годовых ритмов физиологической активности у животных и отвечает за такие явления, как, например, зимняя спячка.

Стоит отметить, что  что в изменении активности физиологических процессов большую роль играют гормоны, вырабатываемое аденогипофизом (например, тиреотропин), которые, в свою очередь, регулируют деятельность периферических эндокринных желез (коры надпочечников, половых желез и щитовидной железы). Поэтому, нейрофизиологи решились на революционный эксперимент - взяли ряд образцов тканей аденогипофиза, полученных от кастрированных баранов, и поместили их в специальную экспериментальную установку с контролируемым циклом чередования освещенных и темных периодов.

Результаты исследования был совершенно однозначны. При световом цикле в 8 часов темноты и 16 часов света и при цикле в 8 часов света и 16 темноты испытуемые клетки вырабатывали совершенно разный набор белков, которые влияли на гипоталамус, а тот, в свою очередь, задавал долговременные колебания физиологической активности.