ПриродаВ Мире30 июня 2011, 13:09печать

Древнейший звездный объект обнаружили ученые

Загадочное космическое образование располагается на расстоянии менее 13 миллиардов световых лет от Земли

30 июня 2011, 13:09, Дейта. Ярчайший и одновременно самый древний из известных астрономам звездных объектов обнаружили британские ученые и их коллеги из Европейской южной обсерватории, сообщает «Взгляд».

Загадочное космическое образование - квазар - располагается на расстоянии менее 13 млрд световых лет от Земли. Это значит, что квазар существовал «всего» 770 млн лет после Большого взрыва, который, согласно современным представлениям, дал начало нашей Вселенной примерно 13,7 млрд лет назад.

Прежний рекордный показатель составлял 870 млн лет после Большого взрыва, отмечается в научной работе, основные положения которой опубликованы в сегодняшнем номере журнала Nature.

Квазары возникали на раннем этапе эволюции Вселенной и излучают чудовищное количество энергии. Предполагается, что в центре квазаров находятся сверхмассивные черные дыры. Затягивая в себя окружающее вещество, они разгоняют его до околосветовых скоростей, обеспечивая генерацию наблюдаемого телескопами излучения.

По оценке авторов открытия, объект ULASJ1120+0641 излучает свет в 60 трлн раз более яркий, чем Солнце. Масса «заряжающей» его черной дыры достигает 2 млрд масс нашего светила.

Астрономы проделали кропотливую работу, чтобы зарегистрировать свечение объекта. Наблюдение велось за 20 млн космических объектов, существование которых в течение 5 лет подтвердили данные британского инфракрасного телескопа Deep Sky. Прорыв в исследованиях помогли совершить Большой телескоп Европейской южной обсерватории в Чили и телескоп Gemini North, расположенный в кратере потухшего вулкана Мауна-Кеа на острове Гавайи в Тихом океане.

«Поиск был очень долгим и медленным. Все равно, что искать крупицу золота среди россыпи мерцающих в темноте объектов, большинство из которых на поверку оказываются обычными гвоздями», - отметил один из авторов труда, астрофизик Дэниел Морлок из Имперского колледжа в Лондоне.

Морлок с коллегами надеются, что дальнейший анализ излучения открытого квазара поможет в решении одной из самых главных загадок современной науки - эволюции Вселенной с момента ее рождения в катаклизме Большого Взрыва. За почти 13 млрд лет путешествия излучение объекта должно было «вобрать» в себя все сведения о составе Вселенной