ЭРА-ГЛОНАСС
Источник изображения: ИА "Дейта.ру"

Приморские автомобилисты в скором времени смогут заказать пиццу и билеты в кино с помощью ЭРА-ГЛОНАСС. Смогут ли при этом «кнопки» выполнять свою основную функцию – оперативный вызов экстренных служб? Разбирался корреспондент Deita.ru.

Наконец-то стало известно, за что именно тысячи приморских автовладельцев отдавали тысячи рублей (кто 35 тысяч, а кто и 100). Вот и дождались: некогда озвученная во Владивостоке позиция гендиректора АО ГЛОНАСС Андрея Жерегели о том, что ЭРА должна значительно расширить функционал, получила свое воплощение.

В интервью газете «Известия» Жерегеля поведал: с 2018 года бюджетное финансирование чудо-прибора прекратится, а значит надо выходить на самоокупаемость. Вставать, так сказать, на рыночные рельсы.

«Это подстегивает, мы активизируем работу по выходу на самоокупаемость и поиску дополнительных источников финансирования», — отметил гендиректор. Что или кого он имел ввиду под «дополнительными источниками финансирования», до конца не ясно. По-видимому, источник все тот же – карман автомобилиста. Не исключено, что именно он поможет выйти АО ГЛОНАСС на самоокупаемость уже ко «второму полугодию 2018 года. 

Задача амбициозная ведь, как выразился в интервью Жерегеля, «нужно заработать в следующем году не меньше миллиарда рублей». При этом общий объем субсидий, предоставленных акционерному обществу в 2017 году, — составил около 763 млн рублей. В прошлом году была примерно такая же цифра. «Мы как можем «ужимаемся» и делаем всё, для того, чтобы обеспечивать бесперебойное функционирование ЭРА-ГЛОНАСС».

Чтобы более не «ужиматься» система экстренного реагирования при ДТП - "ЭРА-ГЛОНАСС" в следующем году будет оснащена новыми терминалами, через которые можно будет заказать коммерческие услуги. Стоимость коммерческой кнопки пока не уточняется, но, вспомнив сколько стоила ее «бюджетная версия», догадаться не трудно.

В том же интервью Жерегеля озвучил любопытные цифры, касающиеся «доказавшей свою эффективность системы». На сегодняшний день в ЭРА зарегистрировано свыше 1,11 млн автомобилей. Операторы из Москвы, Курска, Костромы приняли и обработали свыше 429 тыс. экстренных вызовов, в 4227 случаях понадобилась помощь, причем 2019 вызовов поступили в автоматическом режиме — в результате серьезных аварий с сильными повреждениями автомобилей (по состоянию на 26 октября). 

Любопытно, что из сотен тысяч звонков лишь чуть более 2 тысяч поступило в автоматическом режиме. Неужели «не имеющая аналогов в мире» система так и не научилась работать в автономном режиме? Чем же тогда ее оперативность отличается от оперативности самого дешевого мобильного телефона?

Интернет переполнен видео с доказательствами того, с каким трудом автомобилисты, оснастившие свое транспортное средство дорогой «кнопкой», пытаются вызвать экстренные службы. Оказывается, что «высокие технологии» работают по весьма незамысловатой схеме  - автомобилист сам рассказывает все подробности о ДТП, причем, сначала московскому оператору, а затем дежурному, с которым обратившегося любезно соединяют "связисты" ЭРЫ. При этом даже координаты нахождения автомобиля, которые вроде как "видит" система и которые являются слабым, но хоть каким-то оправданием существования ЭРА ГЛОНАСС в Приморье, экстренным службам не передают. Таким образом дорогостоящее приспособление ЭРА-ГЛОНАСС мало чем отличается от обычного звонка в ГИБДД. А для этого вовсе не обязательно устанавливать в автомобиль аналог мобильника за - минимум - 30 тысяч.

Имеющихся примеров работы системы (по крайней мере в Приморье) достаточно, чтобы понять: ЭРА-ГЛОНАСС - не автоматизированная, современная, высокотехнологичная система, а в большей степени (если не только) — обычные люди. Никакого автоматизма нет и близко! Пострадавшим в ДТП остается вверить свою жизнь девушке-оператору одного из трех городов, принимающей вызов. Также необходимо быть готовым ответить на все уточняющие вопросы, а в идеале еще и назвать точные координаты.   

Для этого автовладельцу, заплатившему за "кнопку" несколько среднемесячных зарплат нужно быть все время собранным, конкретным и точным, в случае аварии обязательно оставаться в сознании и вообще - стараться не сильно пострадать, чтобы у "ЭРЫ" было больше шансов его спасти и улучшить статистику в пользу оправданности своего существования.

Полагаем, что ни один дополнительный сервис — будь то заказ пиццы, или вызов работницы массажного салона — в условиях дороги нужен "как корове седло». А вот вопрос безопасности действительно важен, но к великому сожалению, «ЭРА» справляется с ним чуть больше, чем «никак». 

Прошел почти год с момента, как приморские автомобилисты узнали о своем «принудительном счастье» - обязательной установке «кнопок». Специально под местные реалии был даже придуман так называемый «временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации». Придумать - придумали, но вот узаконить забыли. Начиная, с февраля этого года необходимые изменения, делающие установку кнопок от ГЛОНАСС «легитимной» не разработаны и не приняты в российское законодательство. Но и без этого ЭРА-ГЛОНАСС до сих пор продолжает восприниматься большинством приморцев как чуждый, вредный и навязанный элемент. Подтверждением чего служат время от времени вспыхивающие митинги и пикеты. Недовольство людей выглядит вполне оправданным — ведь различные скандалы начали сопровождать ЭРА практически с первых дней ее упоминания, а затем и появления в Приморье. Дефицит кнопок, случаи спекуляции, завышение ее стоимости, некорректная работа устройств, либо полное ее отсутствие, а к тому же до сих пор не проясненный вопрос законности применяемого «временного порядка» на территории края — вот  с чем, в первую очередь, ассоциируется  «ЭРА-ГЛОНАСС».

Ну, а вместо внятной, четкой стратегии по внедрению ЭРЫ в приморские реалии, мы видим как основной оператор системы придумывает очередные новшества.

Пожалуй, самым возмутительным фактом в истории с ЭРА остается буквально режущий глаз профессиональным юристам и не только им, вал законодательных пробелов и нестыковок. Как вообще происходящее с «ЭРА-ГЛОНАСС» в Приморье может быть законно?

Напомним, правовыми основаниями для оборудования автомобилей системами и устройствами вызова экстренных служб являются  глава 5 Техрегламента, ФЗ № 395 (статья 8) и постановление правительства №557. Других известных официальных документов и распоряжений, подтверждающих законность применения временного порядка, в российском законодательстве на данный момент не появилось.

Так вот, согласно существующим нормам законодательства – устанавливать системы и устройства ЭРА-ГЛОНАСС должны на заводе-изготовителе транспортного средства. То есть, любая установка «ЭРЫ» может производиться строго в заводских условиях, что, в принципе, логично, поскольку в случае вмешательства третьих лиц в «мозг и тело» автомобиля и вживление в него инородных предметов автоматически возникает вопрос  надежности и безопасности эксплуатации автомобиля.

Но, как мы видим, в Приморье место заводов-изготовителей заняли, что называется, «специально обученные люди» - официальные агенты АО ГЛОНАСС. В настоящий момент такой агент представлен в количестве одной штуки - компании ООО «Волтон Менеджмент Рус». Которая, как сообщала Deita.ru, имеет «офшорные корни» с пропиской на Виргинских островах.

Возвращаясь к теме полезности «ЭРА-ГЛОНАСС», говоря о ее преимуществах и достоинствах перед самым простым мобильным телефоном Андрей Жерегеля (который живет, конечно, не в Приморском крае), в своем недавнем интервью поведал о том, как лично испытал все прелести «чудо-кнопки»:

«Я, кстати, сам недавно стал участником небольшого ДТП и, конечно, был обязан протестировать нашу систему. Нажал на кнопку — и действительно, контакт-центр тут же соединил меня с ближайшей к месту аварии дежурной частью. Через 15 минут инспекторы были на месте. Вызов экстренных оперативных служб через кнопку ЭРА-ГЛОНАСС гораздо эффективней и быстрей, чем по мобильной связи: выше скорость соединения с оператором и место аварии уже известно»,- рассказал гендиректор АО ГЛОНАСС, что называется из личного опыта. 

Помнится, в свой первый приезд в Приморье на презентацию «уникальной отечественной разработки», собравшимся журналистам тоже продемонстрировали, с какой оперативностью и точностью срабатывает вызов кнопки. На презентации была представлена тестовая установка и проверка работы системы.  Сама установка кнопки заняла примерно 20 минут, после чего Андрей Жерегеля нажал кнопку экстренного вызова, ему ответил оператор московского центра и точно назвал координаты. Такая легкость и безошибочность первой тестовой установки упрощенного аналога кнопки, навеяла некоторые сомнения в правдивости происходящего - «А где гарантия что этот оператор из Москвы не находится в этом помещении?», - выказывали сомнения некоторые из присутствующих. Как показало время, гарантии не входят в сферу ответственности «ЭРА-ГЛОНАСС». 

Теперь они хотят заняться заказом пиццы и билетов в кино..

Андрей Горюнов