О женщине в удэгейской семье рассказали во Владивостоке в рамках социально-культурного проекта библиотеки им. Горького «Страна Удэге», сообщает «Deita.ru».

Бесплатная лекция для всех желающих, как оказалось, не совсем обычная – рассказ о женщине удэгейского народа поведали его непосредственные представительницы. Елена Коленчуга и ее дочь Мария приехали из поселка Красный Яр, чтобы познакомить жителей города с историей своего народа, живущего на территории Дальнего Востока с незапамятных времен.

Послушать историю из первых уст пришли, однако, только женщины. Возможно, это закономерно – судьба женщин интересует только женщин. Из рассказа Елены и Марии стало ясно, что представительницам их народа приходилось нелегко. Чтобы произошло более "плотное" знакомство с удэгейской культурой, потомки древнего народа привезли удэгейскую одежду, украшения, модели детских люлек и даже традиционные лепешки с аралиевым медом.

В начале мероприятия Елена отметила, что будет проводить подобные встречи в течение года.

«Расскажу своими словами, как я понимаю и чувствую, о жизни наших предков. Все эти впечатления получены из рассказов родителей, дедушек, бабушек и собственного опыта, конечно», - поприветствовала она собравшихся.

«Удэгейцы – одна из малочисленных народностей Приморского края и Дальнего Востока. Удэгейцы всегда жили родовыми поселениями. Мужчины, занимались охотой и рыболовством. Девушки шили, вышивали, изготавливали обереги, делали всю домашнюю работу. Сейчас на Дальнем Востоке осталось несколько поселений, где проживают удэгейцы. В Приморском крае нас меньше тысячи », - рассказала ее дочь Мария.  

По словам Елены, жизнь женщин удэгейских женщин была сложной, так как на их плечи было возложено много обязанностей.

«Женщина была обязана поставить чум, приготовить весь хозяйственный скраб, подготовить стойбище к жизни. Мужчины к этому не имели отношения, они должны были только добывать провизию. Если охотник убил добычу, разделывает ее жена, садится на лодочку, доехала до того места, дошла по заметкам, которые отставляет муж, разделала кабана, взвалила на плечи и пошла»,  - рассказала она.

Рассказчицы на протяжении всего мероприятия обращались к истории своей семьи. Слушатели узнали, что раньше удэгейцы покупали своих невест у родителей и могли выгнать их, если жены им надоедали. Также у них было принято иметь несколько жен, если позволял достаток. Так, например, дедушка Елены имел трех жен, будучи хорошим охотником и имея некий "достаток".

Узнали слушатели и то, что удэгейских девочек с раннего детства готовили к тому, что жизнь не будет простой, поэтому они учились готовить пищу, ухаживать за детьми и вообще познавали обязанности женщины едва ли не с пеленок.

Как рассказала Мария,  бывали случаи, когда девочек отдавали замуж с четырех лет, и они жили в семьях мужей, выполняя черную работу и заботясь о семье будущего мужа.

Однако, как отметили рассказчицы, с приходом советской власти в Приморье ситуация изменилась, но еще некоторое время удэгейцы сохраняли традиции многоженства и подобного отношения к женщинам. В XXI веке, по словам Марии, среднестатистическая удэгейская женщина эмансипирована не меньше любой другой.

Стоит отметить, что та нелегкая жизнь только закаляла женщин, поэтому их считали даже более «боевыми», чем мужчин.

Взять даже роды. Как рассказали Елена и Мария, раньше женщину, которая находилась на последних неделях беременности, отправляли в чум, построенный специально для нее. Там она была обязана находиться, пока ребенку не исполнится месяц. К слову, все это время девушка заботилась о себе сама: разжигала огонь в чуме, готовила и переносила все тяготы беременности. Как отметила Елена, бывали даже несчастные случаи, когда из-за отсутствия помощи девушки погибали или не справлялись с новорожденным. Однако, по некоторым сведениям, им все же могла помогать старшая в роду женщина.

А после того, как молодая мама и ребенок возвращались к семье в чум, весь скраб, которым она пользовалась, сжигали, так как верили, что злые духи могут забрать ребенка с помощью него.

«Удэгейские женщины  - искусные мастерицы. Я помню, что она сушила сухожилия, разбирала на ниточки, этими ниточками они потом шили одежду», - отметила Елена.

Действительно, и на мероприятие мама и дочь пришли в костюмах, расшитых красивым узором. Елена призналась, что сейчас одежду с народной вышивкой купить не так просто – ее мало, да и цена впечатляет. Однако народную вышивку и традиции в целом пытаются восстановить, а потому активно развивают клубы и экскурсии по местам жительства удэгейцев.  

Корреспондент «Deita.ru» послушал рассказ и обратился к пришедшим, чтобы узнать, для чего им информация об удэгейских женщинах.

«Я экскурсовод, этническая тема мне очень интересна. Нравится, что это материал из первых уст, это же не просто из книг кто-то где-то написал -  это из  жизни, жизни своей семьи и своего рода. Я провожу экскурсии по городу, краю, и наши гости хотят узнавать и про народы, проживающие в крае», - ответила экскурсовод Антонина Валькова.

А как отметила сама представительница удэгейского народа Мария, для нее, студента местного университета, чтить и сохранять память о народе крайне важно, ведь в собственных корнях кроется защита и сила.
Дамы, пришедшие на лекцию, с удовольствием слушали рассказ и даже искренне переживали, узнав, какой непростой была жизнь удэгейских женщин в те далекие времена. 

В завершении рассказа Елена и Мария предложили примерить традиционные костюмы и пригласили женщин к столу, угостив их лепешками, приготовленными по удэгейским традициям и чаем с медом, который, к слову, тоже в некотором смысле особенный - получить его можно только раз в несколько лет.

 Ирина Петрова