Важно
Приложения

Учителя Приморья об образовании как услуге



28 марта 2017, 08:30, Дейта. Образование - одна из сфер жизни, которая затрагивает абсолютно любого человека - в той или иной степени. И состояние, в котором эта сфера находится, те изменения которые в ней происходят, являются, по сути, отражением состояния всего общества.

С недавних пор в эту сферу тесно стали вплетаться социальные сети. Все чаще именно из них общество узнает о происходящем в учебных заведениях. Во времена тотального распространения информации все реже возможно «не выносить сор из избы» и конфликты между школой и учениками или родителями попадают на всеобщее обозрение.

Чувствует ли педагог себя сегодня защищённым под прицелом видеокамер? Как вести себя педагогу в социальных сетях, чтобы не нарушить этику? Если образование - услуга, учитель - персонал, родители и ученики - потребители, тогда "клиент всегда прав?". Разбиралось ИА "Дейта".

Единственное что может защитить учителя в полном понимании этого слова - это его профессионализм, - уверена директор лицея №3 (Буревестник) Ольга Еремеева:

«Момент, когда родители грубо вмешиваются в учебный процесс имеет место быть, по той простой причине, что крайне редко неуспешность своих детей они объясняют отсутствием добросовестного выполнения требований школьной программы. Ученики не готовятся к занятиям, в результате у учащегося не формируется целостная картина по тому или иному предмету, отметки не удовлетворяют родителей и они начинают искать причину во внешних факторах и крайним оказывается преподаватель».

Педагог сегодня в школе порой чувствует себя как прислуга - более категорична учитель начальных классов Галина Кубасова.

«Такой подход особенно распространен в платных учебных заведениях. В бюджетных заведениях учителям родители, грубо говоря, денег не платят, а подобный подход к учителю со стороны некоторых родителей имеется. Педагог все время должен им угождать».

При этом Галина Кубасова считает, что родители, рожденные в «перестроечные» годы не всегда могут контролировать своих детей, считая возможным идти на поводу у всех их прихотей. «Порой родители и не задумываются о том, что в школе их ребенок проводит лишь часть времени, а основные обязанности по воспитанию - родительская прерогатива. Те дети, от которых в семье предпочитают просто откупаться, приходя в школу переносят эту «норму» и на учителей. А мы можем «откупиться» от них только передачей знаний».

«Учащийся не всегда обладают сформированными особенностями, чтобы сказать, «так я уроки же не делаю - поэтому результата нет», ссылаясь на то, что учитель плохо объясняет и родитель, что в целом правильно, становится на сторону своего ребенка. Но, повторюсь - когда учитель профессионал, то такие ситуации встречаются крайне редко», - продолжает Ольга Еремеева.

С подобном подходе с ней согласна Любовь Дмитриева, молодой учитель, преподающая английский язык, в одной из школ Владивостока.

«С давлением со стороны родителей лично я не сталкивалась. Думаю, что если хорошо относиться к детям, то и к педагогу будет соответствующее отношение».

 «На себе ни разу нападок не испытывал. Ни от родителей, ни от учеников. Вообще, в школе разное бывает, конечно. Но руководство школы, как правило, на стороне педагога. Думаю, можно ответить утвердительно - в серьёзных разбирательствах администрация защитит педагога, а с возмущениями по поводу оценок учитель сам может справиться», - говорит учитель географии Евгений Кондаков.

Диктовать учителю никто ничего не может, - есть образовательный стандарт и рабочие программы по предметам, солидарны педагоги. В образовательном процессе две главные величины учитель - ученик и отношения между ними должны выстраиваться, прежде всего, на нравственных ценностях. Полноправный образовательный процесс возможен только при условии корректного отношения между ними.

Если хоть одна из сторон начнет друг друга унижать и давить - ни о каком образовательном процессе речи быть не может - уверена педагог Людмила Карамова, председатель Владивостокскогопрофсоюза работников образования. Возникают недоразумения, но не по вине учителя и они - решаемы:

«Если раньше дети с особенностями развития замыкались на определенные школы, то сейчас введено инклюзивное образование. Его ввели, но базу для него не подготовили. Ведь необходимо сопровождение такого ребенка, такие дети требуют пристального внимания к себе. Конечно случаются ситуации, когда учитель просто физически не успевает его уделить. Отсюда возникает негатив со стороны родителей».

Согласно закону об образовании родители являются его полноценными участниками. "Но учитель, видя перед собой детей, может сделать какие-то поправки и рекомендации по их обучению, а родители не всегда готовы это воспринимать, не понимая учителя, не всегда доверяя его действиям", соглашается с коллегой педагог Татьяна Данилова, председатель профсоюза работников образования города Артема.

 «Хотелось бы чтобы со стороны родителей было все-таки некое понимание к работе педагога. Фраза "ребенок всегда прав", возможно, и имеет под собой основание, поскольку он более уязвим, но с другой стороны требуется детальное рассмотрение каждой конфликтной ситуации в школе. Общаясь с педагогами я понимаю, что давление со стороны родителей на них усилилось , может это связано с тем, что вырос образовательный ценз родителей, порой они считают, что они знают много и лучше учителей, поэтому могут диктовать какие-то условия», - продолжает Людмила Карамова.

Механизм взаимодействия с родителями должен быть основан на сотрудничестве, и любой конфликт может быть решен на уровне самого учреждения, не выходя за его стены. Поскольку, в любом случае, куда бы родитель не обращался, жалоба вернется в учреждение и решать ее нужно будет директору.

Говоря, о влиянии на жизнь учителя социальных сетей, опрошенные преподаватели, особенно их молодая часть признает, что они иногда даже способствуют процессу передачи знаний. Но, учителю все же следует быть осторожным в своей активности.

«Лично я активно использую в своей работе соцсети. Создана группа, где с учениками происходит обмен информацией по учебному процессу и общение, какой-то интересной и полезной информацией по предмету. Вместе с тем считаю, что учителю необходимо фильтровать публикуемую им информацию, чтобы не возникало каких-либо спорных моментов», - уверена учитель английского языка Любовь Дмитриева.

«Соцсеть - место публичное. Учитель, как и любой другой человек, кем бы он ни работал, должен контролировать свои высказывания на публике. «Постить» можно всё, что не противоречит законодательству. Но важно понимать, что твои посты видят не только старшеклассники, но и те, кому 11-12 лет», - соглашается Евгений Кондаков.

Учитель географии Яна Колесникова, считает, что проблемой личные посты или фотографии являются, только если они как-то компрометируют учителя.

«Учителю необходимо контролировать свои публикации, потому что он - человек публичный. Поводов и для родителей и для учеников обсуждать личную жизнь учителя давать не нужно. Считаю, что профессия учителя остается призванием, и общение с детьми и родителями не ограничивается лишь отведенным рабочим временем. Поэтому выносить провокационные моменты личной жизни в соцсети для педагога недопустимо», - солидарна с молодыми коллегами Татьяна Данилова.

Формирующийся образ системы образования, как сферы услуг, а подход к ученикам, как к потребителям опрошенные педагоги оценивают по разному.

«Я не могу сказать, что образование - это система по оказанию услуг, все-таки это не в парикмахерскую сходить. Мы имеем дело с душой ребенка, а это намного глубже. Подобное отношение в обществе меня конечно сильно расстраивает. Профессия учителя это все же призвание», - считает Любовь Дмитриева.

«Образование не может выступать оказанием какой-то услуги. Образование - это процесс, куда входит и воспитание, и получение знаний. Ребенок может быть образован, когда он всесторонне развит, а услуга - это разовое оказание», -согласна с коллегой Татьяна Данилова.

Вместе с тем, директор лицея №3 Ольга Еремеева не видит проблемы, если образование будет считаться именно оказанием услуг, если оказано оно на должном уровне. Считая, что чем разнообразнее образовательная среда , тем она устойчивей:

«Понимаете, когда нас объявили услугой, тем самым предполагалась некая конкуренция и надежда была на повышение качества образовательных услуг. В идеале директор школы мог бы выбрать того педагога, который заинтересует учеников и на его занятия будут ходить с удовольствием».

"При правильной образовательной политике мы бы имели высокопрофессиональный образовательный корпус и соответственно, оказываемая услуга была бы профессиональной. На сегодня же в школах работает большое количество людей, которые в принципе не должны этим заниматься", - считает Еремеева. - Я как управленец, не могу решать кадровые проблемы по пути качества услуги, потому что замены просто нет. Допустим я вижу что какой-то предмет преподается на низком уровне, но где взять нового учителя за зарплату 8 тысяч?».

«На педсоветах руководство школы нам часто напоминает, что "школа оказывает образовательные услуги". На самом деле так оно и есть. Школа - часть сферы услуг. В данном случае - образовательных. Это должно формировать ответственность у учителей за подачу знаний, а у учеников - понимание того, где они находятся и зачем. Слова "потребители", "клиент", "персонал" не очень благозвучны - и к школе не вполне применимы. "Учащийся" и "учитель" вполне встраиваются в концепцию передачи знаний. "Клиент может быть всегда прав, когда он оплачивает услугу. Но и в бесплатном образовании учащийся может требовать полноценных знаний, соблюдения образовательных стандартов. Такое тоже бывает, но очень редко. Если учитель попустительски относится к предмету и знаний не даёт, а родители хором начнут жаловаться - скорее всего, такого учителя заменят»" говорит Евгений Кондаков.

«Как бы мы не называли процесс передачи знаний, суть - не изменится. Хотя, осознание того, что школа оказывает бесплатные образовательные услуги, пойдёт всем на пользу - в первую очередь родителям».

Рассуждая о сегодняшнем отношении к профессии учителя в обществе, педагоги указывают разные причины.

У любого образованного человека должно присутствовать уважительное отношение к профессии педагога. И многое зависит от политики государства, считает Людмила Карамова:

«Мы говорим об особом статусе учителя, который прописан в законе, но когда мы начинаем работать, мы видим сплошное недофинансирование отрасли. В результате труд учителя не оценивается так, как он должен оцениваться Отсюда подобное отношение к профессии в обществе».

Раньше учитель был человеком, которого все слушали и подражали. На сегодня же и ученики и родители во многом относятся с недоверием и пренебрежением к учителям, - отмечает Татьяна Данилова. - Неуважительное отношение к учителям со стороны некоторых родителей и учеников вызвано низким уровнем жизни учителя, низкой оплатой труда.

В обществе понизился престиж самой профессии, необходимо его поднимать, чтобы общество это почувствовало:

«Престиж этой профессии, думаю, возрастет в скором времени. Вполне возможно, что это произойдет через коммерциализацию процесса. Вместе с тем, не думаю, что уважение к этой профессии можно лишь оценивать с позиции уровня зарплаты».

Как считает Любовь Дмитриева, ученики могут реагировать негативно в строну учителя в случае, если их мнения не выслушиваются и игнорируются, а вместо этого навязывается точка зрения учителя:

«Плохое владение учителем своего предмета, когда он не знает чего-то сам, но при этом преподносит это детям, либо предвзятое отношение к ученику. Все эти моменты влияют на уважение к учителю больше, чем то что мы получаем 20 тысяч рублей, либо больше или меньше».

«Я работаю в школе по совместительству и основное место работы, которое приносит доход, с образованием не связано. Считаю ли я работу учителем полезной - да, престижной - нет. Если статус определять уровнем дохода - ни о каком престиже речи быть не может, поскольку зарплата рядового учителя-предметника - 15-20 тысяч рублей», - говорит Евгений Кондаков. - Для меня работа учителем в школе - это скорее вызов, возможность взглянуть на систему образования изнутри, возможность передать свои знания, повлиять на умы подрастающего поколения. Почётно ли это?».

"У школы сегодня много проблем и они не будут решены, до тех пор пока не будет четкой образовательной политики в государстве, - говорит Ольга Еремеева. - Ее на сегодня нет, есть эпизодические моменты, которые всех проблем не решают. Российское образование находится в состоянии кризиса».

Учителя сейчас вынуждены вести по 30 часов, им некогда просто вздохнуть. И безусловно подобные нагрузки заслуживают уважения со стороны родителей, говорят педагоги.

При подобной нагрузке, учитель просто физически не может идти вперед ученика. У него просто не хватает времени на то, чтобы заниматься саморазвитием, повышением своей квалификации Элементарный пример введение системы электронных дневников и журналов. На практике во владивостокских школах заполняются и бумажные и электронные варианты, поскольку система элементарно не готова к работе. Работа учителя сегодня забюрократизирована до невозможности - сетуют учителя.

 «Учитель сегодня для школьника должен выступать в роли помощника. Когда ребенок хочет, но не может освоить какие-то знания. В то же время возможно применение «жесткой руки», но позиция надзирателя не может быть основной ролью учителя в школе», - говорит о задачах и роли, стоящей перед педагогом, Любовь Дмитриева.

«Школа является лакмусовой бумажкой и если раздражение в обществе накаляется, то в стенах школы оно выплескивается. Однако, учитель входя в класс, должен определять, зачем он в него входит, и задачей является развитие мыследеятельности учащегося, а не какой средний бал класс покажет на ЕГЭ», - считает Ольга Еремеева.

Пожалуй, опрос был бы недостаточно полным без мнения других участников учебного процесса, а именно учеников:

«Проблема некоторого неуважения к учителям в обществе связано с их нежеланием хоть как-то меняться, нежелание вносить в свою работу что-то новое. Время меняется, а наши учителя - нет. К тому же, сейчас часто видишь, когда учителями говорится о какой-то нравственности, при этом в реальности дело обстоит по другому. Нравственно ли принимать дорогие подарки от родителей? Или собирать всевозможные поборы на нужды чего бы то не было? Может проведение всевозможных «уроков патриотизма и политпросвещения» как-то должно способствовать развитию нас как разносторонней, думающей личности? А то, что некоторые учителя участвуют в фальсификации выборов соотносится с сеянием «разумного, доброго, вечного»? Вот учителя, якобы, против того, чтобы образование было услугой, но вся их работа сегодня заточена на то, чтобы как раз сделать из нас, школьников, самых настоящих потребителей», - высказала свое мнение корреспонденту ИА «Дейта» будущая выпускница одной из школ Ксения Трофимова.

Андрей Стрелков

фото: ИА "Дейта"

ЭПИ "Дейта"
Курс
вчера
сегодня
USD:56.2756.07
EUR:62.9263.01
CNY:81.6781.65
Загрузка...
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Образование»
ПРОЕКТЫ
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2017 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8 (423) 227 18 16, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна