Власти просят продлить «незаконную» установку «ЭРА-ГЛОНАСС» в Приморье, сообщает DEITA.RU.

С предложением о продлении так называемого временного порядка установки «ЭРА-ГЛОНАСС» к правительству РФ обратился врио губернатора Андрей Тарасенко.

Глава региона предлагает продлить срок временного порядка действий при выпуске в обращение транспортных средств, ввозимых на территорию страны до принятия соответствующего законопроекта.

Напомним, поправки к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», действующие с 1 января 2017 года, требуют устанавливать систему «ЭРА-ГЛОНАСС» на все вновь выпускаемые в обращение в России автомобили, а также на машины, которые ввозятся из-за рубежа.

В Приморье большая часть автомобилей импортирована из Японии. Для того, чтобы ввозимые машины попадали под действие технического регламента и могли быть выпущены в обращение таможней, был разработан временный порядок действий и установки на них системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

«В связи с предполагаемой отменой временного порядка прошу оказать содействие в продлении срока его действия до принятия подзаконных актов, регулирующих порядок применения требований технического регламента в отношении подержанных иностранных автомобилей», – говорится в обращении главы региона.

Срок окончания пресловутого временного порядка заканчивается 1 июля 2018 года.

После этого постановка на учет привезенных из-за рубежа машин станет невозможной, так как действия при оборудовании системой «ЭРА-ГЛОНАСС» подержанных иномарок не прописаны законодательно.

Это парадокс, но «чудо-кнопки» на японки в Приморье устанавливались не по закону уже более года – с момента вступления нового техрегламента в силу.
Вообще при принудительной «эраглонизации» Приморья закон попирался нещадно и не один раз. Эксперты в области автомобильного законодательства еще в начале вступления «временного порядка» в силу, прямо указывали на его противоречие федеральному законодательству.

Правовыми основаниями для оборудования автомобилей системами и устройствами вызова экстренных служб являются глава 5 Техрегламента, ФЗ № 395 (статья 8) и постановление правительства №557. Других известных официальных документов и распоряжений, подтверждающих законность применения временного порядка, в российском законодательстве на данный момент не появилось.

Так вот, согласно поныне существующим нормам законодательства – устанавливать системы и устройства ЭРА-ГЛОНАСС должны на заводе-изготовителе транспортного средства. Это означает, что любая установка «ЭРЫ» может производиться строго в заводских условиях. Но, как мы с вами знаем, в Приморье место заводов-изготовителей заняли, что называется, «специально обученные люди» - официальные агенты АО ГЛОНАСС. В течении времени, правда, многие из первоначальных агентов (как, например, «Сумотори авто») поспешили открестится от установки проблемного во всех отношениях девайса. Впрочем, желающие заниматься «ЭРАугодным» делом всегда находились. На смену "установщикам» с приморской пропиской пришли имеющие офшорные корни на Виргинских островах.  

«Временный порядок» - придуманный наспех, специально под местные реалии, инструмент, который (вот незадача), забыли узаконить. И с февраля 2017 так и не вспомнили об этом. Одним словом, ЭРА крутится, а бабки мутятся. Экая невидаль, что у нас федеральный закон не соответствует сложившейся обстановке и нарушает права граждан. Оператора в лице АО «ГЛОНАСС» такой порядок судя по всему устраивает. К тому же с 2018 года бюджетное финансирование чудо-прибора прекратилось, а значит нужно выходить на самоокупаемость. Вставать, так сказать, на рыночные рельсы – не до внесения каких-то там изменений в закон.

При том, что еще в июне прошлого года DEITA.RU безуспешно пыталось выяснить у участников временного порядка, на основании какого нормативно-правового акта данная процедура работает на территории Приморья. Странно ведь получается: некая частная коммерческая структура (коей является АО «ГЛОНАСС») фактически принуждает федеральные ведомства исполнять предложенный ею же порядок. Например, Дальневосточная таможня на запрос агентства так и ответила – основанием для их действий является порядок, предложенный АО «ГЛОНАСС». Обращение в приморскую прокуратуру было перенаправлено для рассмотрения в Министерство промышленности и торговли. Откуда был получен ответ, в котором ведомство, отвечая на вопрос, какими нормативно-правовыми актами регламентирован временный порядок установки устройств и систем на территории Приморья, указывает, что АО «ГЛОНАСС» является оператором Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а далее, (внимание): «по мнению Департамента, оператор Системы может устанавливать в рамках предоставленных законодательством полномочий административные процедуры в отношении порядка оснащения транспортных средств устройствами (системами) вызова экстренных оперативных служб». В общем основание – лишь «мнение», без ссылок на законы и постановления.

Выходит, что изменения и дополнения в федеральные законодательные акты по этому поводу так и не внесены, но придуманное коммерсантами соглашение (несколько пунктов, опубликованных на официальном сайте оператора) является правилом, обязательным к исполнению, уже больше года. Поэтому, как справедливо отмечают эксперты, не стоит удивляться, когда вдруг история с ЭРА-ГЛОНАС в Приморье неожиданно свернется - нет закона, нет и гарантий.

«Законом не предусмотрено, что оператор АО «ГЛОНАСС» имеет право устанавливать некие административные процедуры. Ничего про издание оператором нормативно-правовых актов в сфере деятельности ЭРА-ГЛОНАС в федеральном законе не сказано», -  обращает внимание юрист Александр Шакуро.

У оператора системы в принципе отсутствуют какие-либо полномочия по разработке нормативной документации, которой должны руководствоваться участники, и уж тем более органы исполнительной власти, в лице таможни, подчеркивает юрист.

По-хорошему, АО «ГЛОНАСС» являясь организатором всей этой деятельности, должен был еще год назад каким-то образом выйти с предложением к органам законодательной власти, к правительству, о внесении изменений в ФЗ №395. Но отчего-то за все это время никто так и не озаботился тем, чтобы узаконить установку прибора сомнительной полезности и необходимости. Не досуг было – нужно было на самоокупаемость выходить, что ЭРА-ГЛОНАСС в Приморье с блеском и делала. Выполняя, по сути свою главную функцию (оперативный вызов экстренных служб не в счет) – освоение карманов автомобилистов.

Многие приморцы были вынуждены ставить "кнопки" за 25-100 тысяч рублей, лишь бы получить ввезенную иномарку.

А уже примеров того, как система показала себя в Приморье в действии - бесчисленное множество. И все они вызывали бы улыбку, если бы не насильственное и недешевое навязывание "услуги" жителям Дальнего Востока.

Андрей Горюнов