диета
Источник изображения: «Deita.ru»

Летом 2018 года в России стартует добровольная маркировка продуктов питания по типу «светофор», сообщает DEITA.RU.

Суть нововведения, предлагаемого Роспотребнадзором, состоит в том, что на упаковки продуктов питания будет нанесена цветовая маркировка, информирующая о содержании сахара, соли и жиров в продукте. Для удобства потребителей категории разделены тремя цветами по принципу «светофора»: красный при превышении суточной нормы соли, сахара и жиров, зеленый при низком содержании данных веществ, желтый при среднем показателе.

Специалисты Роспотребнадзора считают, что меры по повышению информированности населения о составе продукта помогут снизить в России количество заболеваний, связанных с недостатком или избытком пищевых веществ в организме, в том числе ожирением и сахарным диабетом. Данная практика уже зарекомендовала себя с положительной стороны в отдельных странах Евросоюза.

По мнению эксперта по питанию Марии Кардаковой, нововведение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Как считает специалист, маркировка поможет покупателям делать более сознательный выбор; поможет людям с плохим зрением, пенсионерам, людям не разбирающимся в составе продуктов иметь хоть какой-то ориентир.
Из минусов Мария Кардакова отмечает, что такая маркировка, как и указание калорийности блюд в кафе - это огромная проблема для людей с расстройством пищевого поведения. Кроме того, насыщенные жиры в молочных продуктах – это совсем не то же самое, что добавленные при производстве насыщенные жиры. А маркируются они неодинаково.

Как считает эксперт, производители захотят маркировать свои продукты, даже если на них будет красное окошко. «Маркетинговые исследования показывают, что покупатель предпочитает быть информированным и вероятнее выберет товар, на котором информация видна четко (а не мелким шрифтом). Иногда даже, если состав второго товара лучше!» - отмечает диетолог.

Мнение это интересное, но с реалиями российского рынка продуктов питания сочетается слабо. Ведь Роспотребнадзор впервые заговорил о маркировке типа «светофор» еще в 2016 году. Тогда надзорное ведомство резко осадили и профильные министерства, и производители. Всего несколько месяцев назад, в январе 2018 года, минсельхоз и крупнейшие продуктовые производители отказались от маркировки и заявили о том, что система будет вводить покупателей в заблуждение.

«Это нанесет удар по всей пищевой промышленности и экспорту. Товары трудно будет реализовать на внутреннем и внешнем рынках с маркировкой, которая внушает потребителю, что эта продукция вредна. Так, речь идет о сырах, колбасах, маслах, кондитерских изделиях и мороженом. В избыточном количестве и так называемая здоровая пища тоже не пойдет на пользу. Нужно заниматься просвещением и комплексным подходом в вопросах здоровья», - заявил руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Впрочем, у потребителей свое мнение. В марте 2018 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование по восприятию российскими потребителями проекта «Светофор». В его поддержку высказались 82% респондентов. При этом 77% потенциально готовы ориентироваться на такую индикацию при покупке продуктов питания.

Дмитрий Санников