Не успел российский автолюбитель выдохнуть после слов президента о недопустимости резкого повышения цен на бензин и последующей их заморозки, как стало известно, что последние колебания стоимости топлива — еще не предел, сообщает DEITA.RU.

Независимый топливный союз (НТС) заявил, что соглашение правительства с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке розничной цены на бензин ведет к уничтожению независимых АЗС и ликвидации значительной части топливной инфраструктуры страны.

В НТС отметили, что в случае ухода независимых сетей наступит окончательная монополизация рынка и произойдет рост цен на бензин до 100 рублей за литр в течение года. «Ситуация критическая, счет времени идет на часы, уже сегодня в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться» — отмечено в заявлении объединения.

Для решения проблемы нефтяные компании предлагают правительству отпустить розничную цену на бензин или же «в качестве экстренной меры» включить режим ручного управления в оптовом сегменте, чтобы обеспечить «адекватную» доходность для независимых сетей.

Напомним, резкий рост стоимости литра топлива стал главной темой прошедшей недели.

Отметим, при этом, что удорожание топлива происходит уже не в первый раз. Так, только с начала этого года средние цены на бензин выросли на 5,3%, а на дизельное топливо - на 5,9%, и только сейчас, когда ситуация подобралось к критическому пику и тлеющему недовольству среди автомобилистов, правительство было вынуждено заняться этой проблемой, пытаясь найти способ и возможности по снижению акцизов.

Возможно ли удержать цены на бензин в узде? И почему вообще дорожает автомобильное топливо в крупнейшей нефтедобывающей стране мира? Объяснили эксперты DEITA.RU.

Цена на бензин, совершенно не зависит от стоимости нефти, говорит кандидат экономических наук, преподаватель Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максим Кривелевич. «Она зависит от доброй воли государства: от того, какие акцизы, налоги, какую величину денег в государственный бюджет оно закладывает внутрь стоимости литра нефтепродуктов».

Поэтому причина роста цен на бензин — заключается в том, что государство расписалось в собственной бездеятельности и просто не знает где взять деньги, продолжает доктор экономических наук, профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Александр Латкин. Речь, по его словам, идет о 8 триллионах рублей. «Это брешь в бюджете нашей страны - огромные долги субъектов Федерации, в том числе и Приморья, имеющего кредитную задолженность в 4 млрд. рублей. Это страшный бюджетный дефицит в стране».

Ну, а раз денег нет, их нужно откуда-то взять, подводят к мысли экономисты.

«И государство сознательно работает по стратегии, которая звучит так: «Люди - это новая нефть». Значит, все то, что нельзя получить, продавая газ в Европу, можно получить, собирая налоги с людей». При этом, отмечает Кривелевич, косвенные налоги, то есть акцизы и НДС, всегда собираются проще, чем налоги прямые: «Попробуйте у человека забрать какую-то часть его дохода - он же ее спрячет. Заставьте его платить, при покупке каждого литра бензина — да, куда же он денется», - комментирует эксперт.

Другие пути наполняемости бюджета, как например, поднятие налоговой системы или повышение пенсионного возраста — могут вызвать неоднозначную и непредсказуемую реакцию граждан. Да, и к тому же со всем этим, вроде как пообещали пока повременить.

И решено было выбрать третий вариант - поднять акцизы, а за счет этого, соответственно, наполнить бюджет», - продолжает Александр Латкин.

«Ситуация безвыходная: никто не думает о кошельке россиян. Хотя можно было для этого подумать над прогрессивной шкалой налога, например. Ежемесячный доход некоторых приморских чиновников, согласно официальным декларациям, достигает одного миллиона рублей. Почему бы 30 % не отдавать на налоги, а остальной массе населения снизить до 10%?», - рассуждает эксперт.

В вопросе же стоимости топлива на внутреннем рынке нужна жесткая позиция власти, считает Латкин. «Политическая воля, если хотите. Лукашенко, к примеру, своим бензопереработчикам сказал недавно: «Друзья дорогие, вы если будете так себя вести - станете бедными! Это вот называется государственным регулированием ценообразования. Наш президент на это идти не хочет».

Как почему-то никто не хочет учитывать и иной, экономический аспект: «Который состоит ровно в том, за что на 8 лет сел Улюкаев. В разгосударствлении наших нефтегазовых добывающих и перерабатывающих корпораций. Если сравнить капитализацию за последние три года наших госкорпораций, таких как «Газпром» и «Роснефть», то увидим, что они убыточны и государство за счет наших налогов их поддерживает». Поэтому, считает эксперт, нам необходимо уходить от монополизации рынка, идти на создание конкурентной среды и поддержки частных предприятий, а через нее и по пути снижения цен.

Но на сегодня, нами выбран противоположный путь, констатируют собеседники агентства.

«Государство, как бюрократическая структура не может не увеличивать расходы на поддержание жизнедеятельности бюрократии. Поэтому с каждым годом, значит, будут увеличиваться и акцизы. Как они увеличиваются последние 20 лет и, соответственно, с каждым годом будет дорожать все», - заключает Максим Кривелевич.

Судя по всему и замороженные пока акцизы в будущем все равно вернутся к плановому уровню с учетом роста, поскольку эти выпадающие доходы надо будет как-то компенсировать в ином виде. Так, например, известно, что топливные акцизы должны стать источником пополнения бюджетов регионов (к 2024 г. 100% топливных акцизов будет оставаться в региональных бюджетах). Поэтому, делают вывод в экспертном сообществе, и сами регионалы будут очень заинтересованы в том, чтобы акцизы были ни только высокими, но и платились хорошо и стабильно. И если не по сто рублей за литр, то вот к отметки в 50 рублей, российский автолюбитель может мысленно привыкать, как к перспективе не столь уж далекого будущего, предрекают российские эксперты.

Андрей Горюнов