18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения

Доклад губернатора С. Дарькина на заседании Морской коллегии и Госсовета РФ


Выступление губернатора Приморского края на заседании Президиума Государственного Совета РФ и Морской коллегии по вопросу развития инфраструктуры морского транспорта РФ.

3 мая 2007, 11:39, Дейта. Уважаемые участники совещания!

Сегодня мы обсуждаем развитие инфраструктуры морского транспорта. Для России это крайне важный вопрос, ведь вне зависимости от эпохи, морской транспорт всегда решал задачи обеспечения развития страны, внутренней и внешней экономики, был инструментом и резервом силы Российского государства. Даже учитывая только один единственный факт, что наша страна обладает величайшей морской границей, становится понятной вся степень важности сегодняшнего вопроса.

Для поиска путей развития морского транспорта из участников и пользователей морским транспортом была сформирована рабочая группа, которая провела необходимые исследования. Считаю, что разные и противоречивые взгляды удалось сгруппировать, исходя из интересов государства и населения нашей страны.

Сегодня, в ходе работы Президиума Государственного Совета хотелось бы привлечь внимание не только к существующему положению морского транспорта, но и понять, что будет завтра. Какие цели и задачи государство ставит перед транспортным комплексом.

В последние 10 лет усилия Министерства транспорта, его подразделений, а также других ведомств были направлены на разработку основополагающих документов по политике и стратегии развития транспорта. Были выработаны цели, направленные на повышение конкурентоспособности транспортной инфраструктуры, ее безопасности и устойчивости, доступности для населения, а также на улучшение инвестиционного климата.

Расширенное заседание коллегии Министерства транспорта Российской Федерации, проведенное в марте, показало, что в последние годы транспортный комплекс в стране устойчиво развивался, рос грузооборот портов и морской инфраструктуры, управление транспортом осуществлялось в рамках поставленных задач.

Уважаемые коллеги, несмотря на существующие успехи, необходимо решить ключевые проблемы развития морского транспорта страны.

Анализ сложившейся ситуации выявил, что мы движемся в направлении установленных целей, но цели удаляются от нас быстрее.

Рабочая группа констатировала, что главная задача - снижение себестоимости продукции за счет уменьшения доли транспортных расходов в стоимости товаров - не достигнута.

Прежние цели, задачи и управление стали недостаточными и не соответствуют мировой ситуации. Необходимо ставить новые задачи.

Российский транспорт опаздывает в своем развитии по сравнению с потребностями экономики страны. Флот, порты и транспортная инфраструктура сопредельных государств развиваются быстрее. Изучив и проанализировав конъюнктуру мировых торговых и транспортных рынков, мы пришли к выводу, что Россия не в полной мере использует возможности для развития.

Вот некоторые факты:

- под контролем России сегодня находится всего 15% национальной морской грузовой базы. Доля внешнеторговых грузов, перевозимых судами под флагом России – лишь 5%;

- транспортная инфраструктура, порты и флот стали неконкурентоспособными.

Российский транспортный бизнес отстал в технологии, качестве и экономичности услуг. Сформировался недостаток эффективных портов при наличии устаревших. Использование устаревших мощностей приводит к снижению эффективности всей транспортной системы.

Это привело к недопустимо высоким срокам окупаемости российского флота;

- наличие резервов мощностей магистральных участков железной дороги при наличии недовольства ее пользователей в отношении простоя грузов в портах;

- Россия отстает в эффективности товародвижения и логистики. Не успевает за ростом контейнерных и других перевозок.

Как результат - в обход России движется значительное количество мировых грузопотоков.

Проведенный анализ показывает, что российская транспортная система, включая морской транспорт, обеспечивает перевозки с более высокой ценой, с низкой скоростью, чем конкуренты, и не точно в срок. При этом значительные средства идут на оплату морского фрахта зарубежным компаниям.

По мнению рабочей группы, эти факты отражают следующее: Россия развивается в рамках прежней транспортной эпохи. Это инерционное развитие. Наши конкуренты находятся на совершенно другом уровне.

Уважаемый Владимир Владимирович!

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, Вы подчеркнули, что наши грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. И призвали незамедлительно разработать и принять инвестиционные программы развития морских портов. Рабочая группа в своем докладе пришла к аналогичным выводам.

Полностью поддерживаем предложение о принятии соответствующего закона и создании нескольких свободных портовых зон с льготным режимом налогооблажения.

Уважаемые коллеги! Необходимо достичь таких темпов развития морского транспорта и его инфраструктуры, которые бы не сдерживали рост экономики страны.

При этом участники рабочей группы в докладе отмечают, что нельзя рассматривать развитие морского транспорта в отрыве от других транспортных секторов. Нужен системный подход. Важно создать единый контроль и управление за товародвижением. Необходимо не только создавать новые порты и развивать существующие, но и строить и модернизировать всю сопутствующую сухопутную инфраструктуру: железные и автомобильные дороги, складские помещения, припортовые коммуникации, систему транспортной логистики.

Надо, исходя из стратегии развития портов России, координировать планы ОАО «РЖД», «ЕЭС», Минтранса и социально-экономического развития регионов. В настоящий момент сбой в работе железной дороги, или резкое изменение тарифной политики вызывает трудности у всех портов.

Подчеркну, что одной из проблем инфраструктуры и управления портами является отсутствие целостной концепции развития. Не все из 62 существующих в России на сегодня портов обладают даже собственной программой развития.

В этом же ряду отмечу еще одну проблему – неопределенность вопросов резервирования и использования земельных участков для строительства и реконструкции портов. Удобных мест для перспективных портов немного, часто эти места резервируются не под нужды портов. В результате игнорируются интересы государства и экономики регионов. Поэтому участники рабочей группы согласны с вашим поручением, Владимир Владимирович, которое вы озвучили в Послании, - уже в этом году решить вопрос с оформлением земли под развитие портовой инфраструктуры. Надо создать систему резервирования земель под нужды транспорта. Провести зонирование в рамках генеральных планов развития территорий и городов-портов.

Многие вопросы можно снять путем использования механизма государственно-частного партнерства. Его необходимо совершенствовать и активно использовать при развитии морской инфраструктуры нашей страны.

Здесь интересен опыт стран Азиатско-тихоокеанского региона. Так, в Южной Корее новые мощные порты создавались под государственным управлением и за бюджетные средства с последующей капитализацией и продажей бизнесу. В Японии среди многочисленных портов определены главные порты для экономики страны, и прочие для префектур и населения. Отмечу, что в этих странах порт является не главным источником прибыли, а экономическим инструментом снижения транспортных расходов и цены товара.

Естественно, что в вопросе развития российских портов существует много проблем технического характера, в том числе мелководность. Но и эта проблема решаема. Так, на Дальнем Востоке, строится порт в бухте Мучке (Ванино) с глубиной 22-26 метра, в планах строительство в бухте Козьмино с глубинами 20-24 метра. Потенциал значительно больше: это и бухта Троицы (Зарубино) с глубиной до 20 метров, и залив Владимира с глубинами более чем в 25 метров.

Для решения проблемы структурной недостаточности флота, портовых мощностей и инфраструктуры, необходимо принять новую федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России, 2010-2015 годов», включающую подпрограмму «Морской транспорт». Новая программа должна быть направлена на устранение основных причин отставания в развитии транспортной инфраструктуры. Строительство морских хабов. Развитие портовых мощностей, транспортной инфраструктуры, включая снижение транспортной составляющей в цене перевозимых товаров и повышение эффективности экспорта продукции отечественных производителей.

Уважаемые участники совещания!

В целях поддержки эффективности экономики считаем необходимым увеличить долю российского флота в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых и транзитных грузов. Также важно увеличить объем переработки грузов в российских морских портах.

Уважаемый Владимир Владимирович! Мы предлагаем закрепить частично национальную грузовую базу за российскими перевозчиками. Обзор мирового опыта применения подобных мер представлен в материалах доклада в отдельном томе.

Задача государства – создать условия, при которых как минимум 50 процентов внешнеторговых перевозок национальной грузовой базы будет осуществляться судами, принадлежащим России. Что же касается каботажа, внутренних перевозок – то тут в праве вести речь о стопроцентном закреплении грузовой базы за российскими судами. Поставив цель – российские грузы за российскими судами, государство окажет реальную поддержку в увеличении конкурентоспособности транспортного комплекса России.

Эффективное закрепление грузовой базы за конкурентоспособным флотом можно обеспечить путем поощрения грузоотправителей, перевозящих грузы на судах, принадлежащих России. Для повышения конкурентоспособности российского флота и портов нужны условия лучше, чем у зарубежных судоходных компаний и у иностранных портов.

Еще одно предложение – необходимо совершенствовать процессы государственного управления и планирования. Исключить несогласованность действий по руководству, управлению и обеспечению транспортного процесса со стороны федеральных органов, имеющих отношение к транспорту и движению товаров. Суть проблемы заключается в следующем.

Развитие транспортной системы не может быть обеспечено только управлением транспортом (это ответственность Минтранса). Эффективное функционирование и развитие транспортной системы может быть обеспечено управлением товародвижением, при согласованном участии Минтранса, Минсельхоза, ФТС, ФПС и других органов управления. Развитие транспортной системы невозможно без согласованных долгосрочных стратегических планов (ответственность МЭРТ, органов исполнительной власти субъектов РФ и т.д.).

Несогласованность в этих вопросах приводит к замедленному товародвижению и ограничениям территориального развития страны.

Рост издержек и тарифов на транспорте во многом связан с нормативно установленным принципом «главная уставная цель любого коммерческого предприятия – получение прибыли». Этот принцип использует только один критерий эффективности, что ограничивает предприятие в управлении своим положением на рынке. Считаем, что недооценены более важные критерии, такие как доля рынка, стоимость услуг, капитализация, цена, компания. Игнорируются макроэкономические эффекты.

Прогрессивный механизм государственно-частного партнерства является инструментом развития экономики, но в области морского транспорта необходимо его законодательное понимание в следующих вопросах:

- какова роль и участие в инвестиционных проектах естественных государственных монополий, таких как РЖД и ЕЭС;

- какова роль субъектов РФ в установлении границ ответственности бизнеса в инвестиционных проектах, имеющих национальное значение;

- каков объем интересов и функций государства в портовом строительстве и строительстве судов, включая суда двойного назначения, в обеспечении безопасности морской индустрии.

Эти проблемы можно решить только при совершенствовании государственного управления, активном привлечении частного бизнеса, организации взаимодействия всех предприятий судостроения, морского транспорта и морского образования.

Исходя из предложения рабочей группы – обеспечить к 2020 году перевозку 50 процентов внешнеторговых грузов, необходимо построить или приобрести новый флот. По укрупненным оценкам необходимо порядка 350 судов общим дедвейтом около 9 млн. т.

Ориентировочное распределение потребности в строительстве по бассейнам в денежном выражении выглядит следующим образом:

Дальневосточный бассейн – 90 судов, стоимость 130 млрд. руб.

Северный бассейн – 35 судов, 65 млрд. руб.

Балтийский бассейн – 115 судов, 208 млрд. руб.

Черноморско-Азовский бассейн – 130 судов, 229 млрд. руб.

Каспийский бассейн – 5 судов, 8 млрд. руб.

Всего на это потребуется порядка 640 миллиардов рублей.

Портфель заказов должен быть уточнен, сегментирован по типам судов, по рынкам судостроения, по временным интервалам. Планы строительства могут быть сформированы с учетом предложений судоходных компаний, которые должны осуществлять конкретные заказы.

Хочу подчеркнуть, что новые суда могут выполнять задачи как гражданского характера, так и выступать в качестве вспомогательного флота Министерства обороны. Таким образом, мы решим еще одну важную проблему – замену устаревшего вспомогательного флота ВМФ России.

Это даст возможность вернуться к схеме обеспечения северного завоза морским транспортом – Севморпуть. Тем более, по мнению экспертов, учитывая глобальное потепление, этот вариант становится более экономичным и достаточно безопасным.

Уважаемые участники совещания! Особенно остро стоит вопрос динамичного пополнения флота на Дальнем Востоке. Здесь в задачи флота входит не только обеспечение внешнеторговых перевозок стратегических грузов, региональных морских пассажирских перевозок, но и «северный завоз», доставка грузов на необорудованный берег.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Учитывая значение инфраструктуры морского транспорта для развития Дальнего Востока России, есть предложение реализовать пилотный проект, имеющий значение для всей страны – создать дальневосточный морской кластер. Уверен, что его реализация поможет в решении масштабных задач, поставленных руководством нашей страны перед Дальним Востоком связанных с его развитием и заселением. Предложение включает создание на Дальнем Востоке государственной российской судоходной компании. Это поможет в восстановлении судоремонта и судостроения, морского сервисного производства. И решит еще одну задачу, которая повысит конкурентоспособность российского транспорта - проблему морского образования и недостатка кадров.

Молодежь не хочет учиться на моряков, качество подготовки кадров снижается. Подготовка не в полной мере соответствует требованиям рынка и новым технологиям. Привлекательность работы на судах под российским флагом очень низка. Лучшие выпускники стремятся устроиться на работу в иностранных компаниях. Престиж морской профессии снижается. Государство должно усилить работу по повышению качества и статуса российского морского образования. Считаем необходимым создать укрупненный дальневосточный государственный морской образовательный комплекс на базе объединения профильных государственных образовательных учреждений на Дальнем Востоке.

Участие государства в создании пароходства необходимо, поскольку потребуется привлечь огромные финансовые ресурсы. С другой стороны, контроль за этими инвестициями более прост и прозрачен, поскольку создание новой судоходной компании является достаточно фондоемким проектом, инвестиции в который не вызовут дополнительную инфляцию. Если государство не будет присутствовать в данной судоходной компании, то весьма вероятно, что грузовладельцы не передадут свою грузовую базу пароходству (личностный конфликт).

Наконец, создание государственной российской судоходной компании, является гарантией госзаказа для нашего возрождающего судостроения.

Уважаемые коллеги! Трудности анализа, планирования и прогнозирования развития морского транспорта, выявленные рабочей группой, показали отсутствие регулярных исследований. В этой связи необходимо восстановить составление ежегодного доклада о состоянии транспорта страны и его основных показателей в сравнении с параметрами конкурирующих транспортных систем. Установить приемлемые стандарты и горизонты развития для транспортной системы России. Порядок изучения, мониторинга и прогнозирования грузовой базы. Обеспечить согласованность планов регионального развития с планами развития транспортной инфраструктуры.

Уважаемый Владимир Владимирович!

У морской общественности есть просьба: в день празднования морского транспорта публиковать Декларацию о целях, задачах и значении российского флота на текущий период.

Navigare nessese est (ходить по морям необходимо) – так говорили античные римляне. Для нашей страны это утверждение имеет многократное значение. Россия всегда будет морской державой. Для этого есть главное: исторический опыт, величайшая морская граница, географически транзитное положение и растущая российская экономика. Наша задача - сделать так, чтобы Россия полностью использовала свои преимущества и занимала положенную ей лидирующую позицию в вопросах морского транспорта.

Благодарю за внимание!

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика