Важно
Приложения
ПолитикаВ Мире4 января 2011, 12:57печать

Активность российской внешней политики заметно повысилась в АТР


В Азию сместились мировые центры экономического и политического влияния

4 января 2011, 12:57, Дейта. Азиатско-тихоокенский регион простирается от Ирана до островов южной части Тихого океана. Замминистра иностранных дел РФ Алексей БОРОДАВКИН рассказывает про то, прошедший год был богат событиями на этом пространстве. 

- В числе внешнеполитических задач, сформулированных Президентом, названы интеграция России в экономическое пространство АТР и расширение связей, приобретающих стратегический характер, с государствами АТР. Это не случайно. Активности России в АТР сопряжена с динамикой глобального и регионального развития. В АТР сместились мировые центры экономического и политического роста и влияния. Набирает обороты регионально-хозяйственная интеграция. Начался процесс формирования более совершенной архитектуры безопасности в АТР.

2010 год стал этапным для азиатско-тихоокеанского направления нашей внешней политики, в утверждении нашей страны как одного из ключевых игроков на этом пространстве. Очевидно, что Россия глубоко вовлечена в процессы сотрудничества на пространстве Азии и Тихого океана. Более того, наша страна привносит в эти процессы стабилизирующее начало. Наша восточная политика приобрела системный, целенаправленный и скоординированный характер.

Одновременно вливаясь в региональное сообщество и встраиваясь в экономику АТР, мы отчетливо понимаем масштабы и содержание стоящих перед нами задач. Эти задачи были сформулированы 2 июля в Хабаровске на совещании под председательством Дмитрия Медведева по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и укрепления позиций России в АТР. Как подчеркнул глава государства, оттого, насколько эффективно и быстро мы сможем обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока в рамках единого индустриального комплекса России, зависит и благополучие нашей страны, и уровень жизни наших граждан, и место России в новой архитектуре безопасности и сотрудничества в АТР.

С другой стороны, регион Азии и Тихого океана с его колоссальным финансовым, инвестиционным, научно-технологическим потенциалом, управленческим опытом, с его растущими потребностями в природных ресурсах и потребительским спросом, может дать нашим восточным регионам для модернизационного рывка как раз то, в чем они больше всего нуждаются.

На решение этой двуединой задачи и были направлены наши усилия в уходящем году.

Существенного продвижения удалось добиться в отношениях с нашими ключевыми партнерами по региону. Состоялись результативные визиты Дмитрия Медведева в Китай, Индию, Вьетнам, Республику Корея. Прогресс отмечается во взаимодействии с Монголией, Индонезией, Австралией, Новой Зеландией, Бангладеш, Шри-Ланкой, Японией, КНДР, другими странами АТР. Последовательно развивалось сотрудничество России с Ираном.

Весомый импульс развитию взаимодействия между Россией и Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном придала очередная встреча руководителей этих государств в Сочи.

Продолжала укрепляться Шанхайская Организация Сотрудничества. Тон, динамику ее развития в этом году задал Ташкентский саммит ШОС в июне. Россия внесла весомый вклад в развитие этой организации и дальнейшее ее утверждение как важного фактора многополярного мира, безопасности и стабильности в зоне ответственности ШОС.

Результативное участие президента Медведева во встрече лидеров форума лидеров АТЭС в Иокогаме стало важной вехой в работе по подготовке председательства России в АТЭС в 2012 году.

30 октября в Ханое успешно прошел 2-й саммит России и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), наметивший пути выведения диалогового партнерства на качественно новый, более высокий, практически ориентированный уровень.

Владимир Путин принял участие в заседании глав правительств государств-членов ШОС в Душанбе и в 3-м саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Также под его председательством в Петербурге прошел международный форум по проблемам сохранения тигра на Земле, в котором приняли участие руководители многих государств Азии, на территории которых обитают тигры.

Россия внесла значимый вклад в поддержание мира и безопасности в АТР. Вместе с Китаем мы выдвинули инициативу по укреплению безопасности. Эта инициатива уже получила позитивный отклик в регионе.

Мы уделяли внимание и напряженности на Корейском полуострове. Наши усилия помогали сдерживать эскалацию конфликта в этом субрегионе. Мы прокладывали дорогу к возобновлению «шестисторонних» переговоров. Эти вопросы мы координировали с Китаем и другими партнерами.

В центре нашего внимания также оставалась ситуация в Афганистане. Мы намерены и впредь оказывать помощь афганскому народу в деле внутриполитической стабилизации и экономического восстановления государства. Мы поддерживаем Кабульский процесс передачи афганским властям ответственности управления своей страной. Выступаем за то, чтобы после завершения стабилизационных усилий Афганистан развивался как независимое и нейтральное государство.

ВОПРОС: Недавно Москву посетил глава МИД КНДР. На встрече с Лавровым ему была выражена озабоченность в связи с информацией о создании в Йонбене мощностей по промышленному обогащению урана. В этом контексте были ли даны российской стороне какие-либо разъяснения?

ОТВЕТ: КНДР должна вернуться в режим нераспространения и под контроль МАГАТЭ в качестве неядерного государства. Наша позиция в отношении урановой программы КНДР уже изложена в заявлении министерства. К сожалению, эта программа идет вразрез с заявлениями "шестерки" от 19 сентября 2005 года и резолюцией СБ ООН 1874.

Мы не ставим под сомнение, что Северная Корея имеет право на развитие мирного атома, на использование его преимуществ в интересах народного хозяйства, развитие науки. Но мы хорошо знаем, что развитие мирного атома в КНДР стоит в зависимости от возвращения страны в режим ДНЯО, под гарантии МАГАТЭ. Пхеньян должен вернуться в эти режимы в качестве неядерного государства.

Надеемся, что удастся снизить напряженность в регионе и возобновить переговоры "шестерки" по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова.

ВОПРОС: Когда Россию посетит глава МИД Японии?

ОТВЕТ: Глава МИД Японии Сэйдзи Маэхара намерен посетить Россию в феврале будущего года. Конкретная дата визита в настоящее время согласовывается по дипломатическим каналам.

ВОПРОС: Как известно, одна из основных проблем Афганистана – это борьба с наркотрафиком. Что нужно сделать, чтобы выработать общую с НАТО стратегию по этому вопросу?

ОТВЕТ: НАТО следует пересмотреть принципы борьбы с производством наркотиков в Афганистане. Мы абсолютно не принимаем позицию НАТО по воздержанию от уничтожения наркопосевов в Афганистане. Такая позиция неверная. Она должна быть пересмотрена.

При этом только силовыми действиями по уничтожению посевов наркокультур с этим злом не справиться. Для того чтобы эффективно бороться с наркопреступностью, нужно предлагать крестьянам альтернативные виды ведения сельского хозяйства, альтернативные культуры возделывания, которые могли бы заменить им доходы от наркокультивирования.

ВОПРОС: Что собирается российская дипломатия предпринять для примирения КНДР И РК?

ОТВЕТ: Россия выступает за созыв экстренного заседания "шестерки" по ситуации на Корейском полуострове. Мы выступаем за созыв экстренного заседания "шестерки" /Россия, США, КНР, Япония, КНДР и РК/ для того, чтобы прийти к консенсусному решению. Это, конечно, не восстановления процесса шестисторонних переговоров, но предварительная работа по их возобновлению. Многое уже сделано, прошли интенсивные консультации со всеми участниками "шестерки". Наш сигнал Пхеньяну и Сеулу был очень ясный и четкий.

Необходимо прекратить военную активность в субрегионе, продемонстрировать мудрость и сдержанность, перейти к диалогу. К сожалению, российские сигналы не имели большой эффективности. Тогда мы обратились в Совет Безопасности ООН. Хотя Совет не смог принять консенсусный документ, тем не менее, на Севере и на Юге, в других государствах "шестерки" почувствовали, что дальнейшая эскалация для мирового сообщества абсолютно неприемлема. Благодаря сигналу ООН удалось сдержать наращивания напряженности и перерастания в вооруженный конфликт. Тем не менее, острота по-прежнему остается.

ВОПРОС: Как Вы оцениваете нынешнее состояние российско-японских отношений? После посещения Медведевым Южных Курил двусторонние отношения ухудшились. Каким образом можно улучшить российско-японские отношения?

ОТВЕТ: Территориальная проблема не должна подрывать динамику развития отношений России и Японии. У нас с Японией идет очень интенсивный политический диалог. Мы будем рады принять в феврале в Москве министра иностранных дел Японии. Очень интенсивный диалог идет между руководителями наших стран. Обе стороны заинтересованы в развитии политических экономических, гуманитарных связей.

Да, между нашими странами существует территориальная проблема. Ее признают и Россия, и Япония. Однако она не должна подрывать динамику развития наших отношений. Если мы добьемся впечатляющих результатов в экономических, внешнеполитических связях, территориальную проблему будет решать намного легче.

ИА "Дейта"
Курс
вчера
сегодня
USD:56.0855.85
EUR:60.8560.79
CNY:81.4481.10
Загрузка...
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2017 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8 (423) 227 18 16, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна