18+
11 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения
ПолитикаСтатьиВ Мире4 февраля 2011, 11:49печать

"Грузинский проект": два года после Цхинвала


Тбилиси пытается отвратить от Москвы и Баку, и Ереван

4 февраля 2011, 11:49, Дейта. Минула вторая годовщина осетино-грузинского конфликта, возможно, на первый взгляд не столь масштабного в географическом отношении, но имевшего поистине колоссальное политическое значение, повлекшего на международной арене процессы, которые еще долгие годы будут влиять на расстановку сил не только в регионе, но и далеко за его пределами. Об истоках этого конфликта, его причинах и условиях уже сказано и написано очень много. Международным сообществом дана однозначная оценка действиям грузинской стороны. Сейчас же многие задаются вопросом – какую роль во всем этом сыграли США, и что будет дальше?

С самого начала «грузинский проект» был хорошо спланирован заокеанскими политтехнологами, которые занимались решением одной из ключевых для США геополитических задач по расширению влияния НАТО на кавказский регион. «Революция роз» стала отправной точкой, сделав Грузию по-настоящему американским форпостом в Закавказье. Сейчас многие специалисты едины во мнении, что «грузинский проект» был не столько связан с реализацией геополитических планов США по ослаблению влияния России в Закавказье, сколько, как один из элементов натовской программы «расширения на Восток», стал важным этапом в подготовке плацдарма для последующей военной операции против Ирана.

Широко распространено мнение, что непродуманные действия грузинского лидера М. Саакашвили, решившего реализовать свои внутриполитические амбиции, фактически сорвали планы США в отношении Ирана, или, по крайней мере, отодвинули их на неопределенное время. Возможно, М. Саакашвили слишком поторопился. Это покажет время, автор не ставит перед собой такую задачу. Гораздо интересней, что будет дальше, как США будут выстраивать свои отношения с «нашкодившим» Саакашвили.

Естественно столь неудачная «самодеятельность» грузинского президента очень не понравилась Вашингтону. Но американское руководство, надо отдать ему должное, весьма прагматично. Потратив столько средств на продвижение своего воспитанника, Белый дом даже после такого оглушительного провала не отвернулся от него, и пока М. Саакашвили еще у власти, пытается «выжать» из этой ситуации максимум дивидендов.

Оставив на время осетино-абхазско-грузино-российский узел, Вашингтон приступил с помощью грузинской администрации к реализации другого не менее важного для себя стратегического проекта. Вынужденно смирившись с поражением, следуя в политическом фарватере США, М. Саакашвили резко активизировал свою деятельность, направленную на интеграцию с Арменией и Азербайджаном.

В частности, августовские – сентябрьские дипломатические контакты официального Тбилиси с Баку показали стремление к созданию грузино-азербайджанской конфедерации. Причем, переговоры в этом направлении с грузинской стороны развиваются очень интенсивно. Сопровождаются они и реальными социальными шагами внутри страны. Так, по словам президента Грузии, в текущем году отменено квотирование в отношении представителей национальных меньшинств: азербайджанцев и армян для поступления в ВУЗы страны. Более того, статистика показывает, что количество таких студентов, поступивших в этом году в институты Грузии, по сравнению с прошлым, увеличилось более чем в 100 раз. Наряду со стимулированием негрузинской культуры и образования от официальных властей азербайджанская община получила существенные налоговые льготы и преференции. Таким образом, нетрудно заметить, что привилегии, предоставленные этническим азербайджанцам, проживающим в Грузии, именно в последний год являются частью комплексного плана по консолидации двух государств.

Данное изменение внешнеполитического курса Грузии со стороны выглядит как откровенное заигрывание с бывшими недругами, но воспринимается всерьёз азербайджанской элитой. Баку с учетом некоторых финансовых бонусов от создания конфедерации в виде упразднения таможенных барьеров для транзита нефти, газа, товаров народного потребления и прочего также подумывает об интеграции. Но в этом процессе М. Саакашвили намного опережает И. Алиева. На сегодняшний момент не удалось найти ни одного упоминания в официальных источниках об оценках и подходах Азербайджана к созданию конфедеративных отношений с кем-либо из сопредельных государств. Зато в официальных СМИ Грузии открыто муссируется данная проблематика со ссылками на работу совместной рабочей группы при парламентах двух стран. 20 августа с.г. заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе в интервью журналистам после завершения заседания правительства Грузии сделала заявление: «Грузия приветствует формирование конфедеративных отношений между Баку и Тбилиси. В рамках конфедерации мы сможем определить планы развития наших отношений, которые послужат развитию всего региона, в особенности учитывая то, что экономическая кооперация между нашими странами развивается очень интенсивно». Каландадзе также отметила, что правовая форма данной инициативы является предметом «двусторонних дипломатических переговоров». Примечательно, что в еще июле, во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Грузию, М. Саакашвили заявил о том же: «Грузия и Азербайджан должны установить конфедеративные отношения, исходя из того, что связи между странами очень тесные и выходят за рамки партнерских».

Надо отметить, что в самой Грузии существуют различные и подчас диаметрально противоположные подходы к вопросу интеграции. Однако, негативное отношение к консолидации Грузии с сопредельными государствами проявляется лишь со стороны слабой оппозиции внутри страны. В частности, председатель правления НПО «Центр общественных проектов» Гия Хухашвили в своем комментарии для «Голоса Америки» отметил, что вопрос о конфедерации Грузии и Азербайджана «по сути не серьезен» и является «очередной сумасбродной идеей Саакашвили». Хухашвили считает, что у Баку не может быть заинтересованности в союзе с Грузией. Он подчеркнул: «В отличие от Грузии, у которой наблюдается тенденция развития ценой высоких политических рисков, Азербайджан ведет более взвешенную внешнюю политику. Конфедерация учитывает единую систему безопасности и единое внешнеполитическое развитие. Соответственно, зачем Азербайджану садиться на бомбу и идти на такие высокие политические риски?». Кроме того, Хухашвили указал на экономический фактор: «Положение грузинской и азербайджанской экономики абсолютно неравносильно. Азербайджану невыгодно объединяться с Грузией, так как грузинские власти своими необдуманными заявлениями в отношении третьих стран ставят Баку в неудобное положение и их политическая мотивация неизвестна. Поэтому ясно, что подобные идеи ни к чему не приведут».

В то же время, профессор Александр Рондели, руководитель Грузинского фонда стратегических и международных исследований придерживается другого мнения. В интервью «Голосу Америки» Рондели заявил, что «сам факт того, что возможность Конфедерации рассматривается на правительственном уровне, является очень любопытным моментом, который, по сути, уникален для постсоветского пространства». Согласно мнению политолога, идея конфедерации «связана с совпадением интересов Азербайджана и Грузии». Рондели заявил: «Формирование конфедерации это очень долгий и непростой процесс, так как должен быть достигнут консенсус, как среди политических кругов обеих стран, так и среди их населения. В начале прошлого века существовала Закавказская Конфедерация (Закавказская Конфедерация в действительности являлась Закавказской Республикой входившей в состав «Российской Империи»), но тогда она была создана очень поспешно и непродуманно, поэтому в итоге, она распалась. Однако, сегодня наши страны имеют огромный опыт и если данная идея реализуется, результат может быть очень эффективный».

Комментируя отсутствие заявлений официального Баку по данному вопросу, Рондели сказал, что без согласия Азербайджана грузинские власти не делали бы подобные заявления. «Как видно, эта идея существует. Такими фразами просто не бросаются – уверен Рондели – видно, идет какой-то разговор». Политолог не исключает, что граждане Грузии и Азербайджана могут по-разному воспринять данную идею. «Все зависит от того, как будет преподнесена идея конфедерации населению, – отметил Рондели, – важно наглядно показать все плюсы и минусы такого союза». При этом Рондели подчеркнул, что «конфедерация является декларативной формой объединения, так как обе стороны ведут независимую политику и являются двумя независимыми субъектами международного права, соответственно, скорее всего шанс того, что идея конфедерации получит поддержку со стороны граждан Грузии и Азербайджана, вполне реальна».

Однако, чтобы более полно представить и понять суть происходящих процессов необходимо подняться на более высокую ступень, ведь нельзя забывать о НАТО как о глобальной организации на международной политической арене. Активность НАТО в стремлении закрепиться на новых рубежах является предвестником больших перемен, которые следует ожидать в ближайшем будущем. Подталкиваемый Соединенными Штатами Альянс готовится к роли активного игрока восточнее Турции. Здесь натовская программа «Расширения на Восток» смыкается с американским проектом «Большой Ближний Восток». Развитие военных контактов с государствами Закавказья, прежде всего, Азербайджаном и Грузией, предоставляет США и НАТО возможность создавать и использовать в своих целях военную и разведывательную инфраструктуру на границе с Ираном, а вместе с ними и обрести рычаги давления на эту региональную державу. Но главное, НАТО и США получают доступ к азербайджанскому побережью Каспия и реализуют давнюю идею выхода западных держав в Каспийское море. И это, как представляется, является основополагающим и решающим критерием, объясняющем столь напористую политику Тбилиси в отношении Баку по вопросу объединения двух держав.

С Грузией все понятно, что называется «отрабатывает по полной». А что Азербайджан? Баку пока молчит. И такая позиция вполне понятна. В этой связи интерес вызывает мнение директора Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа (TURKSAM) Синан Оган, который выделяет тот факт, что вопрос конфедерации впервые подняла именно грузинская сторона. «Грузия на данный момент имеет большие проблемы с Россией и находится в нехорошем экономическом положении – имею в виду: нефть, газ и т.д. А Азербайджан, наоборот, все это имеет. Да, эти страны хорошие союзники, но я думаю, что дальше этого дело не пойдет, они могут укреплять свои отношения как стратегические партнеры, но не думаю, что в итоге сформируется союз или конфедерация. Кроме этого, не думаю, что Азербайджан согласится сделать такой шаг. Кто-то может стать автором такой идеи, даже обсуждать, организовывать конференции, какие-то научные мероприятия и т.д., но не больше этого. Не думаю, что будут предприняты серьезные шаги на государственном уровне, для этого не вижу перспектив», - заявил Синан Оган. Анализируя слова эксперта, следует констатировать факт, что даже официальные круги Анкары понимают, что Азербайджану не нужны лишние проблемы, связанные с конфликтом Грузии и России.

Российские политологи занимают схожую позицию. В частности, известный эксперт Алексей Власов заявил: «С точки зрения реализации для формирования такого рода конфедерации нет никаких основ, если, конечно, для этого не возникнут внешние импульсы. Например, под покровительством Запада вдруг сформируется некий альянс, который будет направлен против России или у азербайджанской и грузинской политических элит возникнут взаимные стремления к консолидации против единого врага. Но стремления и предпочтения Саакашвили и Алиева в вопросе многовекторной политики имеют принципиальные различия, следовательно, ни на уровне политических элит, ни на общественном уровне нет никаких основ для формирования такой конфедерации».

По словам российского политолога, немаловажен факт существования нерешенных конфликтов и в Азербайджане и в Грузии: «Имею в виду Нагорный Карабах, Южную Осетию и Абхазию. Почему Баку и Тбилиси должны желать размножения рисков и взять на свои плечи еще и проблемы соседа в том случае, если сами они не могут решить собственные внешнеполитические задачи?». Он также напоминает, что о проекте впервые стали говорить еще в 1998 году: «Но тогда речь шла об общей Южно-кавказской конфедерации, создание которой под покровительством Запада как будто бы могло ослабить напряженную ситуацию вокруг нерешенных конфликтов. Но прошло 12 лет, и сейчас другая ситуация: существует новый формат отношений между южно-кавказскими государствами. Поэтому к этой идее реакция Азербайджана не последует, так как Баку, по большому счету, сейчас занят другими вопросами, и Ильхам Алиев не выиграет от этого вероятного альянса с Грузией».

Эксперты едины во мнении, для Азербайджана в случае, если он пойдет навстречу инициативам Саакашвили и стоящим за ним силам, перспективы рисуются только в негативном формате, начиная с серьезных внешнеполитических вопросов в виде обострения взаимоотношений с Россией и Ираном, а также внутренних проблем, включая вполне актуальную для Баку «оранжевую угрозу». Перечень таких возможных проблем действительно немал, причем ударять они, прежде всего, по рядовым гражданам. Не надо забывать, что огромное количество трудоспособного населения Азербайджана, а что касается приграничного с Грузией Таузского района, то это почти 100%,  работает на территории Российской Федерации, пользуясь действующими межправительственными соглашениями, предусматривающими безвизовый порядок взаимных поездок, а также приобретение российского гражданства в упрощенном порядке. На фоне угроз Саакашвили трёхлетней давности о том, что он наводнит Россию грузинскими «ворами в законе», вполне возможно, что Россия в качестве ответных мер пересмотрит все эти положения, что чревато серьезными социальными потрясениями, прежде всего для самого Баку.

Еще неизвестно, какую роль далеко идущие планы американо-британского альянса на Южном Кавказе по созданию т.н. «пояса безопасности» в этом проекте отводят религиозному вопросу, ведь у грузин и азербайджанцев разные религии – православие и ислам. Не надо заблуждаться в отношении продвижения «светлых демократических западных идей». Политика США на Востоке давно уже похоронила этот миф. Поэтому, что здесь ставится целью -столкнуть православие с исламским миром, или взорвать регион противостоянием государств с исламской религией, покажет только время.

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.3963.30
EUR:68.2567.21
CNY:92.1491.74
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика