18+
6 декабря 2016, вторник
Важно
Приложения
ПолитикаСтатьиДальний Восток5 сентября 2007, 16:42печать

Фарватер доверия


Заметки о некоторых тенденциях в российско-японских отношениях.
Приближается неприметный, но значимый юбилей в истории российско-японских отношений. 6 декабря мы отметим полвека с момента заключения Торгового договора между СССР и Японией. Тогда, в середине 50-х годов этот документ вызвал громкое международное эхо. Ещё бы! Недавние противники согласились на взаимной основе предоставить друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации, начали избавляться от пут блокового мышления. Наши государства осторожно, шаг за шагом пытались выстраивать тот способ внешнеполитического целеполагания, который Президент России В.В. Путин назвал в своей мюнхенской речи «многосторонней дипломатией». И тогда, и теперь в основе «многосторонней дипломатии» было ощутимое и быстрое изменение международного ландшафта. Хотя штампы насчет «отбрасывания коммунизма» были ещё в ходу, многих японцев не устраивало пассажирское место на «непотопляемом авианосце США».

К тому же экономические резоны начинали перебарывать страхи по поводу громадного «северного соседа». Богатый сырьевыми ресурсами Советский Союз присматривался к мировым рынкам, а сочинившее рецепт своего «экономического чуда», но испытывающее нужду в соответствующих ингридиентах островное государство задумывалось о торговле с СССР. Уже отгрузился в порту Находка первый японский сухогруз. Уже получили разрешение на промысел в Охотском море первые японские шхуны. И все это – после десятилетий жестокого размежевания. Но робкие и единичные сигналы сближения нуждались в заботе и защите. Слишком много непонимания друг к другу было тогда внутри нас, слишком много недоброжелателей было вокруг нас. Волею судьбы во главе Японии находился тогда мудрый и опытный Итиро Хатояма. Тяжело больной, прикованный к инвалидной коляске, он нашел силы, чтобы приехать в Москву. Исключительно благодаря его личной энергии и поразительному мужеству СССР и Япония сначала подписали Совместную декларацию 1956 года, а спустя год – и Торговый договор. У нас в России принято в таких случаях говорить «За это надо памятник поставить!».

В этом году такой памятник был торжественно открыт в доме-музее Итиро Хатоямы в Токио. В торжественном открытии принимал участие Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В церемонии принял участие и Премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Не знаю, совпадение это или нет, но спустя всего три месяца он тоже выступил с важной инициативой. И она тоже касалась отношений между нашими странами.

Во время встречи с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Хайлигендамме 7 июня Премьер-министр Японии С. Абэ предложил «Инициативу по укреплению российско-японского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири». Эта Инициатива, цитирую, «выражает волю Правительства Японии, которое по отношению к продемонстрированному Правительством России намерению в дальнейшем серьезно работать над развитием этого региона и его интеграцией в АТР, выдвинуло восемь областей, в которых возможно сотрудничество, и намерено поощрять сотрудничество в форматах, служащих взаимным интересам секторов двух стран, в том числе в сфере экономики». Уверен, соответствующие ведомства наших стран досконально разберутся с механизмом реализации Инициативы.

Допускаю, что как и в любом большом деле - особенно в международном - могут возникнуть вопросы, требующие уточнения и согласования. К тому же, в данном случае идет речь о совместных проектах частных компаний, что совсем не облегчает задачу. Вместе с тем, считаю предлагаемый главой японского Кабинета подход к развитию наших двусторонних отношений весьма продуктивным.

Моя оценка основывается на анализе сложившихся торгово-экономических связей между Приморским краем и японским бизнесом. Сейчас на Приморский край приходится 40% внешнеторгового оборота российского Дальнего Востока с Японией. С начала года внешнеторговый оборот вырос на 38% по сравнению с показателями прошлого года. А вот показатели инвестиционного сотрудничества выглядят гораздо скромнее. На фоне серьезных капиталовложений в сборочные производства Toyota и Nissan на Северо-Западе России, сделанные за последние пару лет (заявлена цифра в полтора миллиарда долларов), японский бизнес на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири ведет себя, скажем так, чрезмерно осторожно. Эта диспропорция особенно заметна на общем фоне российско-японского экономического взаимодействия. За согласованным лидерами двух государств в январе 2003 года Российско-Японским Планом действий последовал дуэт Российско-Японских экономических форумов (в Санкт-Петербурге и Токио), начала полноформатную деятельность Российско-Японская организация инвестиций и торговли.

Участвуя во втором Российско-Японском экономическом форуме в феврале 2007 года, убедился: интерес японского бизнеса к совместным хозяйственным проектам на Дальнем Востоке быстро растёт. Основную роль сыграло, конечно, решение Президента Российской Федерации В.В. Путина о подготовке новой Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Четкий, понятный и финансово подкрепленный бизнес-план освоения гигантских просторов Тихоокеанской России импонирует инвестору. В нем просматривается явное и реалистичное стремление государства обеспечить за счет казенных капиталовложений инфраструктуру, обустроить стартовую площадку частному капиталу. Сейчас, когда наше государство имеет реальную возможность финансировать долгосрочные хозяйственные проекты, когда создана современная правовая основа для государственно-частного партнерства, когда созрел для амбициозных проектов отечественный бизнес, приход иностранного капитала будет происходить с учетом наших национальных интересов.

Выдвинутая Премьер-министром С. Абэ программа весьма кстати. Это придаст устойчивость совместной работе российского и японского бизнеса при реализации проектов развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Бесспорно, она повлечет и совершенствование механизмов управления двусторонними российско-японскими отношениями. В этой связи заслуживает поддержки предложенное японской стороной и согласованное Минэкономразвития использование в качестве формата для продвижения Инициативы японского Правительства секции межрегиональных обменов Японо-Российской Комиссии по торгово-экономическим вопросам путём преобразования этой секции в Подкомиссию. Для нас большая честь принять во Владивостоке в октябре этого года первое заседание Подкомиссии. Мы серьезно к нему готовимся. И, прежде всего, считаем важным проведение «на полях» заседания Подкомиссии переговоров российских и японских бизнесменов.

Очень кстати и запланированный на сентябрь визит во Владивосток представительной делегации одной из трёх ведущих экономических организаций Японии – Кейдзай Доюкай. Мы рассчитываем в деловом формате обсудить целый комплекс проектов. Назову лишь некоторые. Установление прямого авиационного сообщения Владивосток – Токио для японской авиакомпании. Участие японского бизнеса в проектировании и сооружении высокоскоростной железной дороги Владивосток – Уссурийск. Участие японского бизнеса в становлении современной индустрии гостеприимства во Владивостоке. Вхождение в особые экономические зоны портового типа и промышленно-производственного типа. И это не пустые мечты!

Для примера – еще немного истории. После заключения в 1957 году Торгового договора советско-японский внешнеторговый оборот стал быстро расти (главным образом за счёт леса, пиломатериалов и угля). Уже к концу 60-х годов объем переваливаемых через порт Находка экспортно-импортных грузов увеличился вчетверо. В 1967 году на базе Трассиба и советско-японской судоходной линии набирает обороты транзитный контейнерный поток из Японии в Европу. В этой ситуации советское руководство приняло смелое решение – начать строительство современного порта неподалеку от Находки. Знакомясь с пожелтевшими от времени протоколами заседаний Совета Министров СССР того времени, обнаружил: споры шли очень серьезные. Немало пессимистов сомневались в том, что нужны новые портовые мощности: мол, грузов не хватит. Инициаторы проекта основывались преимущественно на грузах Японии и на прогнозе увеличения контейнерного транзита Азия-Европа, а им не верили: «Это рискованно! Вы слишком доверяете японским грузоотправителям!». Тем не менее, решение было принято, и к 1979 году на Дальнем Востоке СССР был построен современнейший, оборудованный по последнему слову техники порт. Доверие оказалось выгодным, потому что было обоюдным. Сейчас 16% перерабатываемых российскими портами контейнеров и 40% экспортного угля перегружается в Восточном порту. Разрабатывается план создания на его основе международного порта-хаба.

И вновь – как и 30 лет назад – есть сомневающиеся: мол, грузов не хватит. Хватит! Модернизация хозяйственного комплекса Дальнего Востока потребует гигантского объема оборудования, комплектующих, строительных материалов. Уже в самое ближайшее время понадобятся не только портовые мощности, но и судоходные мощности для этих потоков. А потом, когда будет налажен выпуск продукции – порты и судоходные компании тем более не останутся без работы... Полвека назад наши государства приступили к совместной хозяйственной работе. Тогда экономические контакты ограничивались Дальним Востоком и серьезно повлияли на развитие здесь ряда отраслей промышленности и транспорта.

В последние годы, к сожалению, инвестиционная активность «Страны восходящего солнца» в восточных регионах России снизилась. Принятая Правительством Российской Федерации ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» в сочетании с «Инициативой по укреплению российско-японского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири» позволит привлечь финансовые и технологические ресурсы для интеграции хозяйственных комплексов России и Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Уверен, что выбранный нашими странами фарватер доверия – это верный курс.

Губернатор Приморского края
Сергей Дарькин
ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:64.1563.92
EUR:68.4767.77
CNY:93.2292.84
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика