18+
9 декабря 2016, пятница
Важно
Приложения
ПолитикаПриморский край7 мая 2007, 09:08печать

Виктор Клюс: «Россия сделала достаточно много для того, чтобы вернуть флот под свой флаг»


Депутат Госдумы РФ Виктор Клюс рассказал о своем видении решения проблем, поднимавшихся на прошедшем заседании Госсовета.
Недавно президент РФ Владимир ПУТИН провел в Мурманске совместное заседание президиума Госсовета и Морской коллегии, основной темой которого стало развития морского транспорта России. Как было выделено в ходе заседания Госсовета, главными проблемами, существующими в этой области, является развитие и модернизация российских морских портов, а также проблема так называемых «удобных флагов». Состоит она в том, что большинство судов российских транспортных компаний предпочитают плавать под флагами чужих государств (Панамы, Белиза и прочих довольно-таки экзотических стран).

Разъяснить суть проблем, поднимавшихся на прошедшем заседании Госсовета, РИА Дейта.RU согласился депутат Госдумы (ЕР), заместитель председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Виктор КЛЮС:

- Россия за последние полтора года на самом деле сделала достаточно много для того, чтобы вернуть флот под российский флаг. Не секрет, что сегодня не более 4% национальной грузовой базы осваивается флотом под нашим флагом, а 96% перевозится флотом под иностранным флагом. В свое время я руководил собственной судоходной компанией, расположенной в городе Находка, и могу вам сказать, что сегодня практически невозможно флоту, работающему на грузе иностранных фрахтователей, плавать под российским флагом.

Иностранные компании, естественно, предпочитают фрахтовать не российский флот, а флот под иностранным флагом. Для того чтобы зарегистрировать флот под российским флагом, до сегодняшнего дня необходимо было платить примерно на 20% больше, чем платят судоходные компании, использующие «удобные флаги». У флота жизнь ограничена – 20-25 лет, после чего пароход подлежит списанию. Если сегодня пароход стоит $60 млн для иностранцев, то для российской компании он будет стоить примерно $72 млн. Поэтому иностранцы, чтобы окупить свои затраты, могут работать по более низким фрахтовым ставкам, чем российские компании, и при этом не нести убытков.

Был принят закон о втором реестре [судов] – российском международном реестре судов, но, как всегда, все погрязло в бюрократических проволочках. Трактовка закона в разных ведомствах проходит по-разному, хотя все прекрасно понимают, какую цель преследовал этот закон. Таможня требует дополнительных актов – законодательных, подзаконодательных, межведомственных и пр. Поэтому на сегодняшний день только порядка 200 судов зарегистрировано в международном реестре, притом это в основном суда класса «река-море». Необходимо, чтобы этот закон начал работать.

Мировая практика знает и такие формы поддержки отечественного судоходного бизнеса, как резервирование части внешнеторговых грузов за национальным флагом. Этого в России нет. Можно обратиться к крупнейшим экспортным компаниям и спросить: сколько вы перевозите груза под российским флагом? Они ответят, что это их вообще не интересует. На законодательном уровне сделано уже достаточно. Теперь необходимо сделать на уровне правительства и резервировать большую часть груза для перевозки под собственным флагом.

Если говорить о развитии портов, то, безусловно, главная среди больных тем – что станет с ними, когда Россия будет принята во Всемирную торговую организацию (ВТО). Не секрет, что в случае вступления в ВТО мы будем вынуждены выровнять железнодорожные тарифы как, например, до порта Мурманск и Архангельск, так и до порта Таллин. В этом случае большая часть грузов уйдет именно в прибалтийские и украинские порты. Здесь дело в том, что сегодня наши порты практически не в состоянии конкурировать с портами Прибалтики.

Поэтому то, что сегодня говорится об особых экономических портовых зонах, абсолютно правильно. Только немного неправильно понимают, как их надо делать. Нельзя, чтобы Архангельск конкурировал с Мурманском, а Находка конкурировала с Владивостоком. Надо, чтобы Находка и Владивосток, например, вместе могли конкурировать с портом Пусан в Южной Корее. Поэтому порты Находки и Владивостока должны работать в равных экономических условиях. Если порту Владивостока будет присвоен статус особой экономической зоны, а Находка этого не получит, значит, порт Владивостока получит просто-напросто реальный шанс задушить порт Находку. А кому это нужно? Кто от этого выиграет?

Поэтому я считаю особенно важным, чтобы все порты России имели одинаковый статус порто-франко, свободного порта. Это – самое главное, что нужно делать, исходя из того, что сегодня наши порты вынуждены конкурировать с иностранными портами. Идет борьба за нашу внешнеторговую грузовую базу – то, о чем и говорил президент.

А мы можем конкурировать только в том случае, если условия по перевалке у нас будут равные с ними. А равные условия не могут быть, когда иностранный порт имеет право закупить перегрузочную технику и не платить лишние налоги, а российские порты этого не имеют. Поэтому портовые расходы в российском порту будут выше, чем в иностранном порту. Куда уйдет груз? Можно догадаться с одного раза.

Сегодня развитие морского транспорта для России является очень важным. Многие позиции утеряны. Здесь можно говорить и про судостроение, и про судоремонт. Мелкий ремонт пока еще продолжает делаться в российских портах и заводах. Но что касается более серьезных работ, то сегодня, как правило, используют иностранную базу. На Дальнем Востоке – это прежде всего Китай и Вьетнам. Так что необходимы гигантские усилия, чтобы вернуть этим отраслям ту позицию, которую они занимали хотя бы еще в советское время, не говоря уже о том, чтобы шагнуть вперед. Всем понятно, что надо делать, но, к сожалению, правительство, которое сегодня отвечает за этот сектор, много говорит, не практически ничего не делает.

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9163.39
EUR:68.5068.25
CNY:92.8392.14
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика