18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения
ПолитикаСтатьиВ России8 февраля 2011, 14:20печать

Лавров: "Вопросы безопасности в АТР весьма актуальны"


13 января 2011 года в ходе своей пресс-конференции Министр иностранных дел России отметил, что прошедший год был весьма насыщенным в плане международных событий и применительно к российской внешнеполитической деятельности.

8 февраля 2011, 14:20, Дейта. Высокой была интенсивность контактов на уровне Президента Российской Федерации, руководства Правительства и по линии МИД. Что способствовало укреплению тенденции к формированию нового полицентричного миропорядка, который должен быть более демократичным, более устойчивым и соответствующим реалиям мира после «холодной войны».

Радикально преобразовались международные отношения, их парадигма больше не определяется конфронтацией, а все больше основывается на сотрудничестве. Центральной задачей внешней политики РФ, как ее определил Президент Д.А. Медведев, является достижение конкретных и понятных гражданам результатов, создание максимально благоприятных внешних условий для внутреннего развития, для комплексной модернизации страны с тем, чтобы обеспечить достойное место России в новом формирующемся мироустройстве.

В мире развивалась «сетевая» дипломатия, продолжалась работа «восьмерки», значительно активизировались усилия «Группы двадцати» по выводу мировой экономики из кризиса, реформированию международной валютно-финансовой системы. Россия выступает за то, чтобы «двадцатка» активно делилась с ООН планами своей работы, консультировалась с не входящими в этот формат государствами. Это в полной мере будет отвечать роли ООН, закрепленной в ее Уставе, как центра согласования действий всех государств, входящих в эту универсальную структуру.

Как отметил Министр, неизменный приоритет РФ – сотрудничество на пространстве СНГ. В истекшем году Россия председательствовала в Содружестве. В этот период основной задачей нашей страны было всемерное укрепление интеграционных процессов на основе общих интересов, прежде всего в том, что касается модернизации государств СНГ. Прорывное значение имели формирование Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, договоренности о создании Единого экономического пространства, а затем и Евразийского союза, модернизация базовых документов ОДКБ.

Важным результатом минувшего года стало заметное оздоровление международной ситуации, чему в значительной степени способствовала новая атмосфера в отношениях между Россией и США.

Минувший год показал, что линия на качественное обновление сотрудничества, которую согласовали президенты Д.А. Медведев и Б. Обама, дает конкретные результаты. В частности, подписание Договора о СНВ; вступление в силу Договора о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии; завершение переговоров с США по вопросу присоединения России к ВТО; начало инновационного сотрудничества.

Полноценно функционирует такой уникальный механизм, как Президентская комиссия, созданная по договоренности глав двух государств и сейчас включающая 18 рабочих групп, которая охватывает все мыслимые сферы нашего сотрудничества – от военной, внешнеполитической до гуманитарной, культурной, экономической, научно-технической. Продуктивно идет взаимодействие на международной арене – это касается контактов с американцами в ООН, «восьмерке», «двадцатке», в Совете Россия-НАТО, который, во многом благодаря новой атмосфере в российско-американских отношениях, смог преодолеть период «застоя», сложившийся по инициативе наших западных партнеров два года назад. Руководство России особое внимание уделяет всем аспектам взаимодействия, в качестве особого приоритета следует выделить укрепление экономического фундамента отношений с США и наращивание гуманитарных, научных, культурных связей.

Коснувшись предложения России о реформировании системы евроатлантической безопасности, С.В. Лавров заявил, что инициатива с Договором о евробезопасности и сам проект Договора не предполагают, что РФ ждет немедленного одобрения упомянутого предложения. Руководство страны рассчитывает на обсуждение путей преодоления существующих в евроатлантической политике проблем, прежде всего, в сфере безопасности. В настоящее время практически все страны ЕС признают наличие сложностей в данной области, однако пути их преодоления пока не согласованы. Ряд стран не хотят изменений и считают, что неоходимо обеспечивать европейскую безопасность на основе натоцентризма. Более дальновидные политики понимают, что невозможно идти по этому пути, поскольку без Российской Федерации, как равноправного участника системы евробезопасности, ничего не получится.

Идею Договора о евробезопасности и те концепции, которые в ней заложены, в последнее время активно обсуждается с европейскими партнерами. Результатом этих дискуссий стала инициатива, с которой выступила Канцлер ФРГ Ангела Меркель, и которую поддержал Президент Д.А. Медведев. Имеется в виду создание Комитета Россия-Евросоюз по вопросам внешней политики и безопасности, который задуман на уровне Министра иностранных дел России и Высокого представителя ЕС по внешней политике и безопасности.

В целом, говоря об отношениях России с Евросоюзом, нельзя обойти такой аспект общеевропейской безопасности в её гуманитарном измерении, как свобода передвижения. Об этом договаривались, начиная еще с Хельсинкского Заключительного акта, потом такая задача воспроизводилась во множестве документов CБСЕ/ОБСЕ. У РФ с ЕС есть существенное продвижение в том, что касается облегчения визового режима. Но для стратегических партнеров (каковыми являются Россия и ЕС) принципиально важно, как можно скорее вообще отказаться от виз.

Затронув отношения с НАТО, Министр отметил, что на саммите Совета Россия-НАТО в Лиссабоне поставлена задача выстраивать стратегическое партнерство. Впервые такая цель зафиксирована на уровне глав государств России и членов Североатлантического альянса.

Там же, в Лиссабоне, договорились о проведении анализа возможностей создания совместной ЕвроПРО. Президент Д.А. Медведев предложил свое видение этого проекта, основанного на принципах равноправия, сопряжения имеющихся потенциалов, без создания каких-либо проблем друг для друга. Ожидается, что эта работа будет вестись честно и откровенно, потому что если диалог с Россией будет вестись для отвода глаз от собственно натовской ПРО, которая не будет учитывать российские интересы, существует риск упустить шанс достичь беспрецедентного прорыва, который покончит с наследием «холодной войны», в том числе в умах политиков.

Затронув углубление сотрудничества России со странами АТР, С.В. Лавров заявил, что вопросы безопасности в АТР весьма актуальны, хотя они стоят несколько в иной плоскости, чем в Европе – с учетом специфики региона. Но принцип неделимости безопасности носит универсальный характер, и он столь же актуален в АТР, как и в Евро-Атлантике. В истекшем году был предпринят ряд инициативных шагов, чтобы начать разговор на эту тему, поскольку сейчас там не существует какой-либо универсальной площадки для обсуждения вопросов безопасности. В декларации, принятой в ходе визита Президента Д.А. Медведева в КНР в сентябре 2010 года, выдвинута инициатива диалога по вопросам безопасности на основе принципов равенства и неделимости, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, отказа от конфронтации, отказа от таких форм взаимодействия, которые были бы направлены против третьих стран, и многое другое.

Россия и Китай – стратегические партнеры, и выдвижение такой инициативы было весьма важным. Не менее значимо и то, что другой стратегический партнер РФ – Индия также поддержала этот подход. Во время визита Президента Д.А. Медведева в Дели в декабре минувшего года, аналогичные задачи были включены в российско-индийские документы. Стоит отметить, что предложенные принципы обсуждались на саммите Россия-АСЕАН, состоявшемся в Ханое прошлой осенью. Идеи новой региональной архитектуры безопасности также встретили понимание и были поддержаны. Предметно обсуждались все инициативы о безопасности в АТР и с австралийскими и новозеландскими партнерами, также проявившими к этому интерес. Россия будет продолжать продвигать эту тему на всех площадках в АТР, и особое внимание планируется уделить механизму Восточно-Азиатских саммитов. РФ присоединилась к этому механизму совместно с США, и теперь он будет охватывать все ключевые государства АТР.

Следует отметить, что саммит Россия-АСЕАН действительно был весьма успешным. Там приняты важные документы, и помимо взаимодействия в формировании архитектуры равноправной безопасности, достигнуты договоренности предметно и активно заниматься энергетикой, наукой, технологиями, реагированием на чрезвычайные ситуации. Одной из важных опор архитектуры безопасности в АТР является Шанхайская организация сотрудничества. Ее международные позиции укреплялись, успешно функционировали механизмы сотрудничества в сфере безопасности с акцентом на борьбу с терроризмом, наркотрафиком и трансграничной организованной преступностью. ШОС была активной не только в этих сферах. Создаются условия и для более активного взаимодействия в экономической и гуманитарной областях.

Что касается экономического аспекта сотрудничества в АТР, Министр отметил, что форум АТЭС является наиболее представительной площадкой. Россия готовится принять саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Такая задача включена в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в качестве одного из важнейших инструментов развития регионов Дальнего Востока. Здесь сопряжены внутренние потребности России в подъеме Восточной Сибири и Дальнего Востока и полноценной интеграции в экономическое взаимодействие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Помимо усилий по созданию инфраструктуры объектов саммита АТЭС 2012 года, руководство страны уже активно занимаемся и его содержательным наполнением. Предстоит провести порядка 100 различных мероприятий в качестве председателя АТЭС. Это очень напряженная работа, но она предоставляет прекрасную возможность продемонстрировать потенциал районов Сибири и Дальнего Востока. Ожидается, что это поможет привлечь дополнительные ресурсы для развития дальневосточных регионов РФ.

Кроме того, помимо Восточно-Азиатских саммитов, Россия в прошлом году также стала участником форума Азия-Европа (АСЕМ). Наша страна, являясь географически и исторически связующим звеном между Азией и Европой, заинтересована внести вклад в сотрудничество двух континентов. Партнерам по АСЕМ планируется предложить ряд идей, которые касаются сближения энергетических стратегий, подходов к экологическим вызовам, реагирования на чрезвычайные ситуации, согласования совместных инвестиционных проектов.

Касательно развития российско-китайских отношений, Министр заявил, что в текущем году двустороннее взаимодействие будет продолжать укрепляться. В 2011 году ожидается не один саммит, предстоят контакты по линии глав правительств, по линии министров иностранных дел, других профильных министров. Предстоит очень важное мероприятие в КНР, а именно очередной саммит БРИК, на котором впервые будет присутствовать Президент ЮАР. Это будет важной вехой в дальнейшем развитии и укреплении формата БРИК. Помимо этого у наших руководителей будут и другие совместные мероприятия, в том числе юбилейный саммит ШОС в июне этого года в Астане.

Президент России, Председатель КНР регулярно встречаются «на полях» саммитов «двадцатки», которые также предстоят в текущем году. Помимо совместного участия в различных многосторонних мероприятиях будут и двусторонние саммиты, сроки которых сейчас согласовываются. У России с Китаем небывало быстрое развитие отношений во всех областях. РФ заинтересована в наращивании экономической составляющей. При этом руководство страны планирует облагородить структуру товарооборота с тем, чтобы Россия поставляла в Китай больше высокотехнологичной продукции. Большие надежды связываются с договоренностями, которые существуют, в сфере ядерной энергетики, в других высокотехнологичных областях, которые позволят не только наращивать объемы экономического взаимодействия, но и повышать в нем долю машинотехнической и инновационной продукции.

Хорошо себя зарекомендовали специальные мероприятия гуманитарного характера, культурного общения. Успешно проведены мероприятия Года китайского языка в России. Сейчас готовимся к проведению в 2012 – 2013 гг. Года туризма Китая в России и РФ в КНР. В целом, наши страны наращивают двустороннее взаимодействие по всем направлениям, активнейшим образом продвигается сотрудничество в рамках ШОС, БРИК, ООН, «Группе двадцати». Так что отношения с Китаем являются одним из важнейших приоритетов, и в этом году они получат новое развитие.

В целом, С.В. Лавров положительно оценил работу МИД России в 2010 году и отметил, что наступивший год будет непростым в международных делах. Российские дипломаты намерены работать творчески, инициативно, сохраняя многовекторный характер внешней политики Российской Федерации, как органичной части глобального мира.

материал предоставлен Представительством МИД России в г. Владивостоке

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика