18+
4 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения
ПолитикаСтатьиПриморский край19 ноября 2014, 15:02печать

Как записаться в новую элиту Приморья


"Реформы по-приморски" должны сделать край лучше

19 ноября 2014, 15:02, Дейта. Реформа местного самоуправления «по-приморски» - это не только вариация на тему указания Президента страны на видоизменения системы власти на местах, но и потенциальная возможность навести порядок в сфере, внимание на которую последний раз власти обращали 19 лет, принимая Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

                Парламентарии в ходе обсуждения реформы местного самоуправления

Сейчас в головах той части россиян, которая еще способна воспринимать политическую информацию, активно формируется тезис о том, что до инициатив президента местное самоуправления было неким островком "демократии хаоса". И действительно, в каждом уголке края, так называемые, «местные элиты» выстраивали ту модель власти, которая несла меньше убытков лично им в сложной системе отношений «местные элиты – губернатор», либо находились в постоянном и зачастую безуспешном поиске этой модели. При этом личность губернатора долгие годы оставалась неизменной, в то время как сами «местные элиты» - главы городов и районов, депутаты, представители бизнеса на местах могли варьироваться в зависимости от территории.

К устойчивым моделям можно отнести Находку, Уссурийск и Артем, где главам городов удалось объединить интересы и политиков, и бизнеса и наладить эффективные каналы коммуникации с краевой властью.

Ярким примером неустойчивой модели служит Дальнегорск, где с 1997 года не только сменилось 10 руководителей территории, но и менялась модель управления вплоть до введения прямого управления губернатором.

Подобный плюрализм мнений не всегда давал позитивный результат. Так должность сити-менеджер в Приморском крае начала носить нарицательный характер из-за конфликтов местных элит на почве распределения полномочий: в Дальнегорске, Спасске-Дальнем, Дальнереченске. Нельзя забывать, что переход к подобным институтам организации власти в муниципалитетах всегда был попыткой исправить неэффективную работу избранных глав, поэтому с уверенностью заявлять, что избираемый глава - это благо, а сити-менеджер - нет, было бы неправильно. Приморский специалист в области региональных социально политических процессов Петр Ханас заявляет: «Практика сити-менеджеров в Приморском крае нигде не была успешной. В том же Дальнегорске сначала ввели, потом – убрали. И Большой Камень, Фокино, Лесозаводск – негативные примеры этой системы. Но она была в старых условиях при старых элитах. И этот закон, как ни странно, является системообразующим в политических процессах Приморского края. Новый губернатор, новые элиты, новая система управления. И в этом есть определённая её прелесть», - считает Ханас.

   ВРИО главы администрации Уссурийска Евгений Корж и глава Уссурийска Николай Рудь -               яркие представители эксперимента по проведению реформы в Уссурийске

То есть «новые» сити-менеджеры, призванные из тех же районов, должны быть лучше сити-менеджеров «старых». Действительно, описанное выше - это структура государственного управления на местах не просто до реформы, а еще до смены губернатора. Организация власти в городских округах и районах Приморского края в момент назначения Владимира Миклушевского на должность губернатора, была сложным хитросплетением множества акторов, долгое время формировавшихся под давлением иной манеры управления. Факт изменения этой системы, не вызывал никакого сомнения. В 2012 году для него в Приморье ввели в оборот даже термин "декриминализация".

С этим термином связывают отставки главы Надежденского района Григория Ведерников и главы Пограничного района Игоря Червенца. На обоих были заведены уголовные дела, а в районах назначены досрочные выборы. Стоит отметить, что досрочные выборы 3-его и 4-ого муниципального уровней, проходившие по разным обстоятельствам, стали символам первых лет работы Миклушевского на посту приморского губернатора. За два года в Приморском крае уже прошло двенадцать досрочных выборов глав и дум районов Приморского края, городских округов и городских поселений.

Досрочные выборы, заявления о сохранении дореформенной системы местного самоуправления во Владивостоке, создание рабочей группы по вопросу реформирования МСУ, в которую вошли не только чиновники администрации края, но и представители других ветвей власти и главы городов и районов края, наряду с другими маркерами, такими, как возвращения прямых выборов в Дальнегорском городском округу, принято считать свидетельством очень гибкого стиля администрирования Миклушевского.

Тем не менее, 13 ноября 2014 года краевые парламентарии в последнем чтении утвердили систему двоевластия на уровне городских округов и муниципальных районов. Институт сити-менеджмента отныне прочно прописался в Приморском крае.

«Между тем, подобные изменения сложно назвать внезапными. Показатели того, каким будет МСУ в Приморье, можно было найти еще задолго до принятия закона, - считает политолог Александр Андони. Изменения, произошедшие в Находкинском городском округе, можно легко назвать эталоном коммуникации муниципальных элит с администрацией края в рамках налаживание новой системы управления территорией. Глава города Олег Колядин, показал пример эффективной трансформации старой системы в новую. Сложив с себя полномочия, он был назначен главой администрации (сити-менеджер), получив эту должность на конкурсной основе, теперь занимается исключительно хозяйственными функциями, а дума города Находки выбрала из своего числа главу города - им стал депутат "сторожил" Михаил Пилипенко, на него возложены политико-представительские функции. В то же время, пример силового варианта реализации реформы можно узреть в Уссурийском городском округе. Здесь на бывшего главу города Сергея Рудицу, простоявшего у руля Уссурийска с 2000-го года, было заведено уголовное дело. В итоге он сам сложил с себя полномочия по состоянию здоровья. В его отсутствие, дума Уссурийска внесла поправки в устав города. И.о. главы администрации стал Евгений Корж – ранее занимавший должность помощника губернатора. Все эти изменения произошли еще до официального декларирования реформы, но укладываются в ее концепцию. Находка и Уссурийск стали плацдармами для апробации реформы ".

Примеры Уссурийска и Находки диктуют два возможных пути реализации реформы местного самоуправления. Если в первом варианте негатива практически не замечается, то методы, реализуемые в Уссурийском городском округе, вызывают вопросы, и могут отпугнуть уже новых претендентов на «менеджерские» должности – а вдруг и с ними также.

Также непонятно, что получат люди после проведения подобной реформы. Пока основными тезисами "за", озвученным экспертами, являются – «обновление политических элит» и то, что «два руководителя города лучше, чем один, потому что один будет заниматься только хозвопросами, а второй представительскими функциями». Такая вот внутриполитическая банальность – два, лучше, чем один.

Во многом региональные эксперты связывают ускорение реформы местного самоуправления в Приморье с нынешним уполномоченным при Президенте России по Дальнему Востоку Юрием Трутневым -

                                                   Вице-премьер Юрий Трутнев

Аналогичные приморским процессы проходили и в Пермской области, где раньше Трутнев был губернатором. Выборы сити-менеджера проходили там в начале года и, по мнению многих аналитиков и политологов, не обошлись без влияния извне. А именно, бывший глава области Юрий Трутнев стремился, так или иначе, протолкнуть «своих» людей на ключевые должности в регионе, что вполне логично в современных политических реалиях. Одним из примеров подобного «стремления» стал и вопрос назначения сити-менеджера, где Трутнев совместно с Григорием Курановым, некогда возглавлявшим администрацию губернатора Пермской области, пытались повлиять на исход выборов. Стоит отметить и то, что Куранов покинул пост в Перми ещё в 2012 году, на что последовал лишь неоднозначный комментарий Басаргина: «Чтобы не входить в конфликт, лучше так».

Однако в Приморье ситуация несколько иная – в крае практически нет того, что можно назвать крупным или даже средним бизнесом. Если взглянуть на количество кандидатов на должность главы того или иного района или городского округа в дореформенное время, то сложно назвать предлагаемые вакансии востребованными.

Кандидат, идущий на такие выборы, это, зачастую, человек, имеющий свои небольшие бизнес интересы на территории. А с учетом уровня развития приморского бизнеса, который, по мнению президента «Опоры России» Александра Бречалова, оставляет желать много лучшего, таких людей очень мало и в вопросах коммуникации они не уступчивы, а зачастую тянут за собой целый шлейф прошлых грехов и нынешних, не всегда прозрачных, бизнес схем.

Здесь уместно было бы вспомнить Челябинскую область, которая была выбрана экспериментальной площадкой для проведения реформы МСУ. Как стало известно по итогам изучения заявок кандидатов, 25 из них имели те или иные проблемы с законом, вплоть до судимостей. Глава Центризбиркома России Владимир Чуров назвал область лидером по количеству судимых кандидатов. "На выборах в органы местного самоуправления 10 кандидатов, 8 самовыдвиженцев и 2 кандидата от парламентских партий, указали наличие у них судимости, но при проверке оказалось, что трое из них не имеют права избираться, поскольку имеют судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления и срок ограничения их избирательного права еще не истек, они сняты с выборов", — сказал Владимир Чуров.

Кем можно заменить подобных людей? В руководстве Приморья полагают, что запросы реформы могли бы удовлетворить успешные бизнесмены «второго эшелона», еще не искушенные властью. В принятом законе, например, говорится о том, что на должность могут претендовать и кандидаты от бизнеса, проработавшие на руководящей должности не менее пяти лет. При этом сам сити-менеджер будет назначаться практически волевым решением администрации края. Из этого проистекает очередная угроза институту муниципального управления:

Предположим, что существует некий местный «крепкий хозяйственник» – представитель местной элиты, например, директор кочегарки в райцентре. Он годами сколачивал свой финансовый капитал, закупая уголек похуже, или нагревая воду не до нужной температуры, стал районным депутатом, тратя свои кровные «приобрел» необходимый «авторитет» у населения, в итоге стал местным «предводителем команчей» - главой муниципальной думы или района. И тут из краевого центра его «осчастливили» – «мы, мол, пришлем тебе нового руководителя – сити-менеджера, он человек губернатора, бизнесмен с пятилетним стажем у него овощебаза есть и вещевой рынок, а ты дедушка будешь теперь только на митингах перед доярками и лесорубами выступать». Старый «представитель элиты», безусловно, счастлив от такого поворота судьбы. Теперь он будет верстать бюджет, подписываться под его пунктами, а удовольствие тратить деньги достанется представителю «новой элиты» - на лицо основа для психологического конфликта. А от него уже и до политического противостояния не далеко.

Примерно так и провалилась идея создания института "сити-менеджерства" в Амурской области. Эксперимент был проведён в 2010 году в столице региона Благовещенске. Однако уже в 2014 с должности ушёл второй по счёту сити-менеджер, на чём череда подобных руководителей и прервалась. По мнению ряда экспертов, подобная система попросту оказалась неудачной. И в сентябре этого года градоначальником был избран Александр Козлов.

 Мэр Благовещенска Александр Козлов, получивший должность в результате неудачного опыта проведения реформы МСУ в Амурской области            

А ведь в Приморье даже за последнее время было немало уголовных и административных дел против глав местных муниципалитетов, так или иначе лоббирующих сугубо личные интересы, в том числе и через бизнес, при помощи своего же государственного поста.

Вот и возникает вполне логичный вопрос - найдутся ли такие личности – бескорыстные колбасники, аптекари и булочники, способные решить подобные сложные задачи? Что им сможет предложить Администрация края? И почему в поиске «новой элиты» сразу смотрят на бизнес – может быть, стоит перечитать майские указы Президента?

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Политика»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика